В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике на тему: «Проблемы внедрения инвестиционных контрактов жизненного цикла».
В мероприятии приняли участие вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, эксперты и представители бизнес-сообщества.
Как пояснил Антон Данилов-Данильян, КЖЦ включает в себя выполнение одним исполнителем всех стадий жизненного цикла проекта от разработки продукта до его утилизации, в том числе его эксплуатацию и ремонт.
И если при взаимодействии двух частных структур проблем практически не возникает, то с государственными организациями появляется ряд серьезных сложностей. Основная – это положение бюджетного кодекса, ограничивающее горизонт планирования для бюджетных организаций тремя годами в то время, как срок реализации может достигать 10 и более лет. Законодательство не учитывает расходы на эксплуатацию, добавил Антон Данилов-Данильян. Кроме того, часто КЖЦ предлагает не создание совершенно нового объекта – моста, дороги и т.д., а модернизацию уже существующих систем, например, городского освещения или энергосетей.
Выполнение контрактов жизненного цикла требует особого менеджмента, что также становится препятствием для их внедрения. Это другая степень корпоративной ответственности, к которой многие компании не готовы. Вопросы компетенции мотивации пока остаются открытыми.
Председатель Подкомитета по государственно-частному партнерству Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Павел Селезнев пояснил, что контракты жизненного цикла – явление для России новое. Оно точно законодательно не определено, например, ведутся дискуссии о том, считать ли КЖЦ формой государственно-частного партнерства или услугой.
В то же время, к ним уже проявляют интерес крупные структуры. Московский метрополитен сейчас рассматривает вопрос о закупке и обслуживании новых вагонов на основе контрактов жизненного цикла. Для реализации проекта московская администрация намерена привлечь 400 млрд рублей, а конкурс для потенциальных инвесторов состоится уже в сентябре этого года. При этом, отметил Павел Селезнев, в России до сих пор нет ни крупных операторов, способных выполнить контракт жизненного цикла такого масштаба, ни консультантов, способных подготовить и провести соответствующий тендер.
Об опыте работы с КЖЦ в отдельных отраслях рассказали председатель Комитета по инвестиционной политике Национального объединения строителей Павел Захаров, генеральный директор Первой национальной энергосервисной компании Сергей Цакунов, представитель Департамента энергоэффективности и изменения климата Европейского банка реконструкции и развития Алексей Захаров и директор инвестиционного департамента ГК «Российские автомобильные дороги» Андрей Аверин.
По их мнению, контракты жизненного цикла должны не заменять, а дополнять уже существующие формы государственно-частного партнерства. Пока их внедрению мешают коррупция и связанные с ней неправомерные действия со стороны муниципальных властей, монополизация услуг крупными корпорациями, отсутствие квалифицированных специалистов международного уровня.
Бизнес в целом признает, что внедрение контрактов жизненного цикла поможет снизить риски и сможет решить проблемы разорванности инвестиционной цепочки, когда на каждой стадии проекта привлекаются разные исполнители.
Подвел итоги заседания вице-президент Дмитрий Курочкин.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А. Казимирко-Кириллова