Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов» (далее - проект).
Законопроект разработан в связи с ратификацией Российской Федерацией Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов (далее – Соглашение) и направлен на имплементацию норм Соглашения в законодательство Российской Федерации.
В настоящее время Соглашение состоит из трех актов: Лондонский акт 1934 г., применение которого приостановлено с 1 января 2010 года, Гаагский акт 1960 г., а также Женевский акт 1999 г. Действуют также административная инструкция (administrative instructions) и инструкция (common regulations), применимые к Женевскому и Гаагскому актам.
Российская Федерация ратифицировала Женевский акт Соглашения, поскольку он носит процедурный характер и нацелен на обеспечение участия в нем как стран, национальными законодательствами которых предусмотрено проведение экспертизы промышленного образца по существу (то есть проверка промышленного образца на новизну и (или) оригинальность), к которым относится Российская Федерация (статья 1391 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и стран, не требующих проведения такой экспертизы.
Таким образом, заявителю предоставлена возможность выбора между подачей заявки с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством Российской Федерации, то есть с проведением экспертизы промышленного образца по существу, и подачей международной заявки, которая проверяется только на соответствие требованиям, содержащимся в Женевском акте.
При этом подача международной заявки не требует предварительной подачи национальной заявки.
Женевский акт следует принципу, что международная регистрация имеет такое же действие в каждом выбранном заявителем государстве, что и предоставление охраны на промышленный образец в соответствии с законодательством данного государства.
Исключение из этого принципа касается стран, проводящих экспертизу по существу, и заключается в том, что ведомство выбранного заявителем государства может полностью или частично отказать в признании действия любой международной регистрации на своей территории, если в отношении отдельных или всех промышленных образцов, являющихся объектом международной регистрации, не соблюдены предусмотренные ее законодательством условия предоставления охраны, то есть отказ может быть основан на отрицательном результате экспертизы промышленного образца по существу или на возражении, поданном третьей стороной.
В то же время, национальное ведомство не может отказать в предоставлении охраны на том основании, что не были выполнены требования в отношении формы или содержания международной заявки, так как проведение формальной экспертизы международных заявок относится к полномочиям Международного бюро.
Решение о признании международной регистрации промышленного образца полностью или частично недействительной на территории конкретного указанного государства принимается судебными или административным органом соответствующего государства.
В силу того, что Женевский акт является весьма гибким инструментом, позволяющим любому государству, желающему к нему присоединиться, сделать заявления по определенным вопросам, связанным с функционированием Гаагской системы регистрации, при его ратификации Российской Федерацией сделан ряд таких заявлений, в частности:
установлено требование единства промышленного образца;
предусмотрен индивидуальный размер пошлины за международную регистрацию промышленного образца, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что Соглашение носит процедурный характер и в отличие от Международного договора о патентной кооперации не предусматривает перехода заявки на национальную стадию, для имплементации норм Соглашения в ГК РФ требуется дополнить Кодекс статьей 1396.1, посвященной международной регистрации промышленных образцов, поскольку включить нормы о международной регистрации промышленных образцов в статью 1396 Кодекса не представляется возможным, ввиду того, что указанная статья регламентирует национальную стадию рассмотрения заявок на изобретение и полезную модель в рамках международных договоров.
В то же время для обособления международной регистрации промышленных образцов от получения патентов на изобретения и полезные модели по международным договорам представляется целесообразным дополнить название статьи 1396 Кодекса указанием на изобретение и полезную модель, являющиеся объектами таких заявок.
Поскольку в результате международной регистрации промышленного образца заявителю выдается свидетельство о международной регистрации промышленного образца, статью 1346 Кодекса, устанавливающую, в частности, что на территории Российской Федерации признаются исключительные права на объекты промышленной собственности, удостоверенные патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, необходимо дополнить словом «(свидетельствами)».
В связи с тем, что Соглашение предусматривает действие международной регистрации эквивалентное национальному предоставлению охраны промышленному образцу, внесения других изменений в Кодекс не требуется.
22 июня 2015г.
О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с ратификацией Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов