Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Центр международной торговли Москвы и Издательский дом «Коммерсант» информируют о запуске проекта «Экспортный потенциал России», который направлен на продвижение продукции российских компаний на международные рынки.
По последним статистическим данным экспорт российских товаров составил 254,7 млрд. долл. США. При этом доля экспорта топливно-энергетических товаров достигает 72 % в общем объеме, а более половины объема внешнеэкономической торговли России приходится на 0,3% от общего числа экспортеров.
Общий анализ объемов экспорта субъектами малого и среднего предпринимательства приводит к выводу, что предприятий-экспортеров крайне мало для того, чтобы оказать значимое влияние на развитие экспортного потенциала страны. Средний объем годового экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства по экспертным оценкам составляет менее 0,4% от всего экспорта из РФ.
Что касается доли предприятий МСП-экспортеров в общем количестве субъектов МСП и объеме их выручки, то картина также далека от радужной. Так, по данным Росстата, на начало 2013 г. в РФ действовало более 2 млн юридических лиц, относящихся к сегменту малого и среднего предпринимательства с общим оборотом в 28,2 трлн. рублей. Доля компаний, осуществляющих экспортную деятельность, составляет порядка 0,7% всех компаний МСП, а объем выручки – около 0,8%. Разумеется, такое небольшое количество экспортеров из среды малого и среднего бизнеса не может способствовать росту конкурентоспособности экономики в целом.
И, конечно, этот факт ставит на первые места задачу диверсификации экспорта и увеличения числа экспортеров. Потому что решение этой задачи может быть достигнуто именно за счет экспортного потенциала сегмента малого и среднего предпринимательства. При этом следует принимать во внимание, что поддержка действующих предприятий-экспортеров, хотя и будет иметь положительный результат, тем не менее, ограничена объективными сдерживающими факторами – размером предприятия, показателями спроса на продукцию (как правило, субъекты МСП-экспортеры имеют узкие специализированные ниши).
Поэтому основной потенциал роста лежит в области поиска и поддержки экспортно-ориентированных предприятий, компаний, продукция которых потенциально может конкурировать на зарубежных рынках. Таким образом, сначала формируется пласт конкурентоспособных предприятий, выпускающих продукцию с потенциальным спросом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а в дальнейшем таким предприятиям предлагаются меры поддержки, способствующие их выходу и закреплению на зарубежных рынках. Даже в случае, если экспортный потенциал предприятий не будет реализован, они станут сильными игроками на внутренних региональных рынках, что будет способствовать процессам импортозамещения.
Сегодня применение санкций дает дополнительный стимул к импортозамещению, особенно в чувствительных для стратегических интересов страны областях, восстановлению технологической базы. Активизация инженерно-технологической деятельности является сегодня одновременно и необходимым направлением работы как с точки зрения национальной безопасности, так и для модернизации и развития российской экономики. При этом, вовлечение малых и средних предприятий в производство импортозамещающей продукции здесь возможно путем развития инструментов субконтрактации.
В этой связи основной задачей проекта «Экспортный потенциал России» является создание интерактивной базы данных производителей, предлагаемых ими товаров и потенциальных покупателей. Система позволит искать партнеров по стране или по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на русском и английском языках.
Приоритетной же задачей проекта является осуществление прямой связи между потенциальным экспортером и командой специалистов, ведущей переговоры по заключению соглашений о зонах свободной торговли для продвижения экспорта.
Неотъемлемой частью проекта станут интервью с ключевыми фигурами в области торговой политики и международной торговли, аналитические материалы, опросы общественного мнения, актуальные новости, а также раздел «Истории успеха», где малые и средние предприятия поделятся удачным опытом заключения экспортных контрактов.
Проект «Экспортный потенциал России» будет презентован и запущен 30 сентября 2014 года.