Предполагается, что с 2015 года субъекты РФ будут разделены на 4 категории и по каждой категории будут определены направления поддержки, на которые должно быть направленно не менее 70% общего объема субсидий федерального бюджета.
Данная мера, по мнению ТПП России, представляется целесообразной с точки зрения дифференцированного подхода к развитию МСП в регионах. Однако необходимо учитывать, что субъекты РФ имеют собственные программные мероприятия, сформированные приоритеты развития сектора, которые возможно реализовать только при поддержке федерального бюджета. Перенаправление средств федерального бюджета на рекомендованные мероприятия может привести к прекращению финансирования из средств регионального бюджета несофинансируемых мероприятий, что несложно спрогнозировать с высокой степенью вероятности в условиях жесткой бюджетной экономии.
В этой связи ТПП России было отмечено, что дополнительным и важным критерием при отборе субъектов может быть рост объема финансирования региональной программы из средств субъекта РФ по отношению к предыдущему периоду, с установлением бальной шкалы в зависимости от объемов роста, что позволит сохранить имеющиеся мероприятия, не подпадающие под софинансирование, а также темпы поддержки.
Базовый размер субсидии бюджету субъекта РФ согласно проекту Постановления Правительства РФ будет определяться по формуле с использованием показателя «Численность постоянного городского населения в субъекте РФ на 1 января отчетного финансового года». Данный показатель отражает численность наиболее активной части населения субъектов РФ, которое, по многим экспертным мнениям, более склонно к предпринимательской деятельности.
Однако, исходя из формулы, субъекты РФ, в которых численность городского населения меньше численности сельского, получат меньший объем субсидии из федерального бюджета при выполнении иных расчетных показателей. Это, по мнению ТПП России, поставит в неравное положение субъекты РФ с исторически сложившимся преобладанием сельского населения, которое, открывая собственное дело, организует самозанятость.
В этой связи Палатой было предложено провести дополнительный анализ влияния данного показателя на снижение объема субсидии федерального бюджета для субъектов РФ со значительной долей сельского населения, при соблюдении ими прочих условий, а также рассмотреть возможность использования показателя «число малых и средних предприятий в субъекте РФ».