Впервые в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось расширенное совместное заседание четырех комитетов ТПП РФ: по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, по безопасности предпринимательской деятельности, по предпринимательству в сфере рекламы, по развитию системы закупок.
Модератором заседание выступила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. Она подчеркнула, что заседание проводится в новом для Палаты формате – четыре комитета ТПП РФ совместно обсудят Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, принципы и систему взаимодействия между предпринимательским сообществом и ТПП РФ, а также Антикоррупционную хартию российского бизнеса. Открывая встречу, Елена Дыбова поздравила председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Анатолия Выборного с прохождением в Государственную Думу VII Созыва и вручила памятную медаль ТПП РФ.
С основными положениями и принципами Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года предпринимателей участников заседания ознакомил директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин. По его мнению, документ представляет собой консолидированную позицию предпринимателей, отраслевых объединений, экспертного сообщества, отражающую видение развития отечественного бизнеса на перспективу. В стране сегодня насчитывается порядка 5,5 млн малых и средних предприятий, что в 2-3 раза меньше развитых стран. Малый и средний бизнес пока не стал драйвером развития экономики, считает представитель Минэкономразвития РФ.
Цель Стратегии, напомнил собравшимся Максим Паршин, развитие сферы МСП как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой – социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Для достижения цели необходимо создание Единого центра поддержки МСП, поиск рыночных ниш для бизнеса, доступное финансирование бизнеса, предсказуемая фискальная политика государства, высокое качество государственного регулирования, сокращение контрольно-надзорной нагрузки и наличие квалифицированных кадров, считает Максим Паршин.
Тему продолжил директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Вячеслав Жигалов, отметивший значительную роль системы ТПП РФ в реализации Стратегии. Многое зависит от предпринимательского сообщества, которое не должно ждать предложений от государства, а выдвигать собственные инициативы. ТПП РФ надеется на конструктивный диалог с Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России для совместного обсуждения предложений предпринимательского сообщества. Среди рисков реализации Стратегии Вячеслав Жигалов видит формальный подход к ее исполнению, который нужно исключить. Необходим комплексный контроль реализации положений, входящих в Стратегию, заключил он.
Председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр констатировал, что ныне меняется мировоззрение российского предпринимателя: легально работать становится выгодно. Но повышение налоговой нагрузки (последнее предложение Минфина России увеличить НДС и зарплатную нагрузку на россиян) заставит многих предпринимателей уйти в тень, что негативно скажется на экономике страны, полагает Игорь Скляр. Требуется открыть доступ МСП к дешевым кредитам. Это позволит создать новые рабочие места, приобрести новое оборудование, наладить производство и выплачивать налоги, сказал Игорь Скляр.
В диалоге предпринимательского сообщества и власти за последние годы достигнут определенный успех. Так полагает председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы ФС РФ Анатолий Выборный. Без совместных усилий бизнеса и власти, считает он, невозможно победить коррупционные процессы в стране. Предприниматели и бизнесмены должны стать единомышленниками в этом ответственном деле. Кроме того, Анатолий Выборный сказал, что сегодня необходимо формировать положительный образ предпринимателя в обществе. Граждане страны должны обладать информацией об отечественных предпринимателях, развивающих российскую экономику.
С ситуацией, складывающейся на отечественном рекламном рынке, присутствующих ознакомил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Сергей Пискарев. Он констатировал, что на российском рекламном рынке (а это составляет 0,6-0,8 процента от ВВП страны) задействованы около 1 млн человек. Эти показатели значительно меньше, чем в развитых странах, констатировал Сергей Пискарев. Также озабоченность вызывают законопроекты, поступающие в Госдуму ФС РФ и направленные в основном на ограничение рекламного рынка. Эти действия, сказал глава комитета, серьезно влияют на рынок рекламы, что не способствует его полноценному развитию в стране. Сергей Пискарев подчеркнул, что рекламное сообщество в целом поддерживает Стратегию и готово приложить усилия для ее воплощения в жизнь.
Несмотря на красочную презентацию Стратегии, её содержание вызвало волну критики. В частности, генеральный директор международной корпорации «Асептика» Ольга Пелехатая задала вопрос: есть ли у Министерства экономического развития механизм реализации этой Стратегии? «Не нужно помогать и тянуть бизнес за лямки из тяжелых условий. Нужно менять эти условия и делать это быстро. Иначе МСП не доживут до 2030 года», - отметила Ольга Пелехатая. Её поддержала Елена Дыбова: «Чиновники хотят решить проблемы написанием стратегий и созданием комиссий, не меняя при этом сути».
В заключение мероприятия собравшиеся приняли решение включить в программу реализации и совершенствования Стратегии следующие задачи:
- разработка и внедрение системы мотивации менеджмента госкомпаний на повышение рентабельности бизнеса и эффективности расходов;
- разработка и внедрение системы мотивации госслужащих на улучшение бизнес-климата по результатам объективной и независимой оценки;
- регулирование ценообразования за сертификацию и лицензирование продукции и услуг МСП;
- модернизация системы закупок, открывающей доступ для инновационной продукции с принципиально новыми полезными свойствами, способной улучшить эффективность бизнеса заказчиков.
В числе приоритетных задач профильных комитетов Палаты были названы необходимость разработки и внедрения конкретных эффективных механизмов реализации предусмотренных Стратегией мер поддержки МСП и с этой целью – укрепление рабочего взаимодействия с профильным департаментом Минэкономразвития России.
Пресс-служба ТПП РФ, А. Савенков