Комментарии к проекту Порядка подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации (далее – «Порядок») требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе»
В целом проект Порядка, опубликованный на сайте regulation.gov.ru снял ряд вопросов, которые возникли в связи с вступлением в силу изменений в часть 14.1. пункта 14 ФЗ «О рекламе», в том, числе снята неопределенность с определением периода времени вещания телеканала, в течение которого должны соблюдаться критерии отнесения продукции того или иного СМИ к национальной продукции средства массовой информации, установлено, что таким периодом времени являются сутки, появились четкие критерии отнесения «советских» фильмов к национальной продукции СМИ.
Вместе с тем, ряд проблемных вопросов остается:
1. В проекте Порядка употребляется термин «продукция, созданная по заказу российского средства массовой информации». В соответствии с Законом «О средствах массовой информации» СМИ – это форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (телеканал, радиоканал и прочие), которая не обладает правоспособностью и, следовательно, по своей правовой природе не может «заказать» продукцию СМИ. Субъектом отношений может выступать только юридическое лицо – учредитель СМИ, но не само СМИ.
Предлагается устранить такую терминологическую «нестыковку», однако необходимо учитывать, что такие формулировки использованы непосредственно в части 14.1. пункта 14 ФЗ «О рекламе».
2. Из проекта Порядка не следует, что трансляции спортивных событий (как иностранных, так и международных) относятся к национальной продукции СМИ.
При этом показ спортивного события (продукция СМИ) включает в себя совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов таких как:
а) превью – студийную часть, представляющую собой анонс предстоящего показа спортивного события, комментарии журналистов и экспертов;
б) обсуждение в перерыве – студийную часть, представляющую собой анализ части спортивного события (тайма, периода, четверти и прочее), разбор основных моментов;
в) обсуждение после – студийную часть, представляющую собой анализ основных моментов, мнение журналистов и экспертов;
г) непосредственно аудиовизуальное сообщение спортивного события, права на освещение которого приобретаются юридическим лицом – вещателем телеканала (национальным вещателем) за свой счет и сигнал которого правообладатель формирует самостоятельно, организуя его доставку до всех уполномоченных вещателей одновременно;
д) комментарии журналистов (комментаторов);
е) экранную графику.
Вышеуказанная продукция СМИ создается на русском языке (студийная часть, комментарии во время показа, экранная графика) непосредственно телекомпанией (создание телепрограммы осуществляется штатными сотрудниками или привлеченными по договору лицами), и за счет собственных средств – инвестиции в производство продукции СМИ осуществляет непосредственно Телекомпания (технические расходы на съемку или доставку сигнала спортивного события, оплата труда сотрудников и привлеченных лиц, приобретение прав на освещение спортивного события и пр.).
Представляется, что вышеуказанная продукция СМИ подпадает под критерии, позволяющие квалифицировать трансляции спортивных событий в качестве национальной продукции СМИ, и не является трансляцией (ретрансляцией) матчей, событий с заграничных спортивных телеканалов.
Принимая во внимание общественную значимость трансляций спортивных событий и положительный социальный эффект от демонстрации выступлений и побед отечественных спортсменов в различных соревнованиях, в том числе международных (что наглядно продемонстрировали трансляции XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи), с учетом необходимости популяризации спорта в преддверии проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, предлагаем учесть данный аспект при доработке Порядка подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе».
Предложение*:
Дополнить проект Порядка следующим положением:
«К национальной продукции средства массовой информации относится, в том числе, трансляция спортивного события, осуществляемая на основании договора между средством массовой информации и правообладателем/ лицом, уполномоченным правообладателем на заключение соответствующего договора».
3. В перечне национальной продукции СМИ, предусмотренном пунктом 9 проекта Порядка, отсутствует запись прямого эфира.
Предложение:
Изложить пункт 9 проекта Порядка в следующей редакции:
«К национальной продукции средства массовой информации относится следующая продукция средства массовой информации, произведенная непосредственно телеканалом, на котором данная продукция распространяется:
- прямой эфир,
- запись прямого эфира (повторы программ),
- программы в студии телеканала, в том числе новости, интервью, ток-шоу, спортивные и развлекательные передачи,
- программы на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная программа предназначена для российского средства массовой информации) вне студии телеканала в случае представления сведений, подтверждающих производство программы непосредственно телеканалом, на котором данная программа распространяется, в том числе трансляции спортивных соревнований, научно-популярные, развлекательные передачи.
К национальной продукции средства массовой информации может относиться иная продукция средства массовой информации на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), произведенная непосредственно телеканалом, на котором данная продукция распространяется, или по заказу такого телеканала, в случае представления сведений, подтверждающих:
производство такой продукции средства массовой информации гражданином России, СССР, РСФСР, в том числе индивидуальным предпринимателем, или юридическим лицом, зарегистрированным в России, СССР, РСФСР, в том числе телеканалом, или
производство такой продукции средства массовой информации по заказу средства массовой информации, зарегистрированного в России, СССР, РСФСР, и оплату не менее 50 процентов работ по производству данной продукции средства массовой информации гражданином России, СССР, РСФСР, в том числе индивидуальным предпринимателем, или юридическим лицом, зарегистрированным в России, СССР, РСФСР».
*здесь и далее курсивом выделены предложения по изменению Проекта