13 марта 2006 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось расширенное заседание Комитета ТПП РФ по рекламе совместно с Российским отделением Международной рекламной ассоциации на тему: «Итоги развития рекламного рынка России в 2005 году». Вел заседание Председатель Комитета ТПП РФ, президент Национальной рекламной ассоциации Б.А.Школьников.
В заседании приняли участие Старший вице-президент ТПП РФ Б.Н. Пастухов, Директор Центра общественных связей и информации В.А. Аксенов, Президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Б.Л. Еремин, Президент Ассоциации коммуникационных агентств России И.Р. Янковский, Президент Союза создателей социальной рекламы Д.А. Коробков, Генеральный директор ЗАО «Эспар-Аналитик» А.В. Березкин, Президент Российской Академии Рекламы В.В. Филиппов, Генеральный директор холдинга «РОМИР Мониторинг» А.В. Милехин, Председатель Совета Директоров «Ньюформ Интернешнл» Тони Яммин, Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по законодательству, председатель Союза потребителей России П.Б. Шелищ, Генеральный директор компании «Domino» О.С. Драгачева, Президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаций В.Г. Расницын, Вице-президенты российского отделения Международной рекламной ассоциации Д.С. Бадалов, В.Г. Куликов и др.
В своем выступлении Б.А.Школьников отметил, что для современного состояния развития российского рекламного рынка характерны серьезные качественные изменения такие как: возрастающая зависимость в целом от темпов развития экономики, более сбалансированная структура рекламного рынка, постепенный переход от экстенсивных к интенсивным методам развития, внедрение современных передовых технологий, интеграция в мировой рекламный рынок. По мнению Председателя Комитета ТПП РФ по рекламе 2005 год характеризовался также ускоренным развитием рекламного рынка в регионах.
Среди сложностей, с которыми столкнулся рекламный рынок в прошлом году Б.А. Школьников назвал следующие:
- введение единого налога на вмененный доход, который во многом благодаря активным усилиям Комитета Палаты и Национальной ассоциации наружной рекламы и информации сегодня в среднем по стране составляет 0,17%;
- введение с 1 сентября 2005 года нового ГОСТа наружной рекламы на автодорогах и территориях городских и сельских поселений. Б.А. Школьников отметил, что из-за непродуманной запретительной позиции многих положений ГОСТов около 80% всех рекламных конструкций попали под условный демонтаж, который может превратиться в реальный. Решение по этому вопросу принималось без обсуждения, без учета мнения рекламного сообщества. Однако удалось достигнуть договоренности о более мягком введении этого ГОСТа. Переговоры будут продолжены;
- принятие новой редакции закона «О рекламе», который вступит в силу с 1 июля 2006 г. Текст закона вызывает вопросы. Для наружной рекламы закон приемлем, но для ТВ - несет большие проблемы. Последствия принятия этого закона нужно еще просчитывать.
Президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации Б.Л.Еремин подчеркнул, что общий объем российского рекламного рынка составил в 2005 году $5 млрд. Это позволяет экспертам говорить об окончательно сложившейся рекламной индустрии в России. Однако тревожащим симптомом является тот факт, что население испытывает недоверие к рекламе и негативно к ней относится.
«Необходимо формировать толерантное отношение к рекламе», - заявил он, отметив, что инвестор не пойдет в Россию, если не будет сильной рекламной индустрии. Таким образом, сама реклама нуждается в рекламе. По мнению Б.Л. Еремина необходимо заниматься вопросами просвещения населения и повышения социальной ответственности самих рекламистов.
Президент Российской академии рекламы В.В. Филиппов говорил о значимости рекламной отрасли. Он подчеркнул следующие определяющие черты понятия «реклама»:
- реклама является отражением экономических реалий государства;
- реклама в современных условиях – мощный идеологический инструмент;
- реклама институт политических технологий;
- реклама – это в первую очередь отрасль, в которой работает молодежь;
- реклама – неотъемлемый атрибут современной культуры;
- реклама – сфера международного сотрудничества России, инструмент пропаганды России, создания благоприятного имиджа о ней.
«Во всем мире рекламу критикуют, но найти такое негативное отношение к рекламе как в России, трудно», - пояснил он. Проблема, по оценке А.В. Милехина, заключается в том, что аудитория не воспринимает экономической сущности рекламы и ее роли в развитии рынка. Причины этого явления лежат в историческом наследии Советского Союза. Большая часть современного российского общества «родом из СССР».
«Реклама появилась неожиданно, - сказал гендиректор Ромир Мониторинг. – Вначале ей поверили, а потом возненавидели».
А.В. Милехин отметил, что население склонно рассматривать рекламу как явление культуры, а не как атрибут рынка. Он подчеркнул, что рекламное сообщество, в свою очередь, пренебрегает познавательной функцией рекламы. А именно эта функция позволяет формировать позитивные стереотипы в восприятии рекламы.
«Нужна реклама, которая дает полезную информацию, развлекает и просвещает, формирует позитивное отношение к себе», - сказал гендиректор холдинга «Ромир Мониторинг».
Участники заседания почтили минутой молчания память умершего недавно Президента группы компаний Video International, Вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Президента Российской академии рекламы Ю.М. Заполя.
В ходе мероприятия состоялась презентация нового издания «Российский рекламный ежегодник 2005».
Центр общественных связей и информации ТПП РФ, Соломатина Т.