C 5 по 9 апреля 2010 г. в Челябинске прошла «Уральская неделя рекламы и PR» - региональная составляющая «Недели российской рекламы», ежегодно проводимой Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы.
Неделя предоставила всем заинтересованным участникам рынка широкие возможности для ознакомления, обсуждения и выбора современных форм продвижения бизнеса. Выставка, форумы, конкурсы и круглые столы, прошедшие в рамках Недели, собрали представителей власти, науки, образования, бизнеса, попытавшихся вывести формулу эффективной рекламы.
Одним из центральных событий уральской недели рекламы и PR явился Форум рекламодателей, посвященный теме: «Эффективная реклама в новой экономической реальности как фактор устойчивых продаж». «Новая экономическая реальность» сегодня не радует, объем телевизионной рекламы в стране упал почти на 40%, рынок печатных СМИ в ряде регионов сократился и того более, и лишь Интернет-реклама оказалась наиболее устойчивой к воздействию кризиса. Участники Форума разошлись в оценке глубины и необратимости стагнации рекламного бизнеса и практически единодушно сошлись во мнении, что рынок рекламы и PR сегодня перерождается и находится на новом эволюционном витке своего развития. Будущее рынка выступающие связывали с различными процессами и трендами развития современной рекламы. Так, вице-президент рекламной ассоциации «РА» Д.А. Довбня полагает, что рекламному рынку необходимо переходить из сферы производства в сферу сервиса.
Представитель Челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» В.А.Касаткина рассказала собравшимся о таком эффективном и малозатратном пути решения репутационных вопросов компании, как социальный PR. Для развития данного рекламного направления скромные финансовые вложения и экономия бюджета должны быть компенсированы оригинальностью идеи. В противном случае целевые группы, на внимание которые которых рассчитана та или иная компания, просто не откликнутся. Другим проблемным вопросом в проведении рекламных компаний, ориентированных на социальный PR, является подсчет их эффективности. Данной теме - замеру эффективности рекламных и PR–компаний - как раз и было посвящено выступление на Форуме руководителя ООО «Дедал» Е.Г. Медведева.
Тему малобюджетных форм рекламы, приобретения и удержания клиентов в отсутствие средств, продолжила бизнес-тренер, преподаватель «ВВ-центра» Г.П. Теске, напомнившая коллегам десятки «заточенных» на эту цель маркетинговых инструментов, а вместе с ними и простую истину: мало денег – значит, необходимо думать.
По мнению Ю.В. Зацепилина, председателя комитета по информации и рекламе Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, за всю свою историю человечество создало пять коммуникационных систем: власть, товар, труд, деньги, но по-прежнему ключевой из них остается информация, на которой построена теория коммуникации. СМИ сегодня переживают непростые времена. Претерпевает трансформацию и само содержание понятия СМИ, которые преображаются из средств массовой в средства локальной информации. Если раньше вниманию телезрителя было представлено два канала, то сегодня их порядка 100. Однако человек не может находиться одновременно в системе восприятия сотни каналов, он все равно будет смотреть и слушать только один. Таким образом, при резко возросшем потоке информации и стоимости одного бизнес-контакта рекламодатель вынужден будет выбирать тот канал, реклама на котором даст оптимальный по затратам и эффективности результат. Самый главный вопрос - как стать этим единственным по своей рекламной привлекательности средством информации и поймать «волну» в сложном процессе структурной перестройки рынка СМИ.
О мерах контролирующих органов, предъявляемые в различных сегментах рекламного рынка, рассказала Л.Н.Галичина, заместитель руководителя Челябинского управления Федеральной антимонопольной службы РФ. По ее словам, если до марта 2010 года штрафные санкции за несоблюдение рекламного законодательства были абсолютно одинаковыми в любой сфере рекламы, то сейчас вступили в действие новые нормы, которые предусматривают дифференцированные ставки штрафных санкций для определенного вида нарушений. Особенно жесткие меры предъявляются к нарушениям в тех сегментах рекламного рынка, которые больше всего пострадали во время кризиса – телевизионной и наружной рекламе, как к рекламе, размещаемой на наиболее массовых носителях. Особый объект внимания контролирующих органов – реклама на транспортных средствах и дорожная реклама, где также установлены дифференцированные штрафные санкции. Последний Федеральный закон о рекламе устанавливает одни и те же меры ответственности за нарушение рекламного законодательства для рекламодателей, и рекламопроизводителей, и рекламораспространителей. Например, в рекламе медицинского характера за отсутствие предупреждающей надписи о необходимости консультации у специалиста и наличии противопоказаний, будут нести ответственность и рекламодатель, и рекламораспространитель. Так что соблюдение рекламного законодательства – это непременный залог лигитимной и цивилизованной работы на рекламном рынке.
Уровень взаимодействия рекламодателя с рекламными агентствами прокомментировал Д.А.Довбня. По его словам, маркетолог, работающий на стороне заказчика и занимающийся продвижением его продуктов или услуг, - сегодня и генератор идей, и разработчик стратегии продвижения, и носитель брэнда предприятия, его философии и идеологии, которые необходимо донести до рекламного агентства. К тому же он – важное связующее звено между предприятием и рекламопроизводителем. Неслучайно маркетинг – это дисциплина стратегического менеджмента. Тем не менее, когда на маркетолога предприятия возлагают, помимо каждодневного функционала, еще и разработку стратегии продвижения нового товара или услуги, это выбивает его из привычной колеи, отвлекает от повседневной работы по продвижению уже имеющихся товаров или услуг. Рабочих ресурсов, как всегда, не хватает, а универсальность, как правило, не эффективна, что подтверждает и опыт западных компаний: узкие специалисты более продуктивны и профессиональны. В этих условиях проблему решает сотрудничество рекламодателей с рекламными агентствами полного цикла, которое сегодня должно выйти на качественно новый уровень.
Представитель ООО «Хантер» М.В. Пономарева, например, предложила вниманию собравшихся технологию эффективного использования собственной базы данных для продвижения компании, М.И. Печатников представил бизнес-портал «РосФирм» как эффективный инструмент продвижения компаний, а вместе в ними стимулирования продаж и анализа рынка. Не остались в стороне и вопросы образования в области маркетинга и рекламы, в частности возможностей российско-голландской образовательной программы «РИМА», которые были представлены в выступлении В.Н.Максимовой, Центр дополнительного образования факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета.
Значение конкурсов трудно переоценить в любом деле. В рекламе, которая сама является вечным двигателем торговли, конкурсы, в свою очередь, уже не первый год выступают такими же двигателями самой отрасли. Цели конкурсов во многом совпадают: определить тенденции развития рынка, собственное местоположение в виртуальной шкале профессионального мастерства, выработать критерии качества работы.
В рамках пятнадцатой межрегиональной выставки «Рекламные технологии. Информационные технологии. Event-индустрия. Уральская пресса» прошел Российский открытый конкурс лучших рекламных идей «Вечный двигатель-2010», цель которого - выявление творческого потенциала практиков рекламного дела, общение и обмен опытом специалистов различных отраслей рекламы. Спектр номинаций был широк и охватывал все виды рекламы – от отдельных её элементов до комплексных рекламных и PR-кампаний. На суд компетентного жюри был вынесен и такой современный в настоящее время вид коммуникации, как Интернет-реклама. Впервые работы конкурсантов оценивали потенциальные рекламодатели.
Шестой раз прошел конкурс «Рекламодатель года», в котором рекламисты выбрали лучшего рекламодателя. Организаторами конкурса выступили Челябинская служба информации и Выставочный центр «Восточные Ворота». В этом году в опросе приняли участие более 80 компаний, среди них рекламные агентства, рекламные отделы средств массовой информации и специалисты рекламного рынка. Рекламодателем года -2010 стала компания «TELE2 Челябинск», не уменьшившая рекламный бюджет, несмотря на кризис.
В марте этого года стартовал Межрегиональный открытый Интернет-фестиваль «Серебряная паутина», в рамках которого присуждались награды за выдающиеся достижения в области проектирования, создания, внедрения и продвижения Интернет-ресурсов и Интернет-технологий, наиболее полно соответствующих высшим профессиональным стандартам сети. В числе задач конкурса - использование возможностей Интернета; привлечение инвестиций в предприятия, работающие в сфере информационных технологий; развитие региональных информационных сетей; поиск новых стратегий, методов и деловых моделей использования всемирной паутины. Организаторами фестиваля выступили Комитет ЮУТПП по информации и рекламе, Выставочный центр «Восточные ворота», дирекция городского фестиваля студенческого творчества «Весна студенческая-2010». В номинации «Сайт средства массовой информации» победил интернет-ресурс Телекомпании ОТВ (www.1obl.ru), в номинации «Корпоративный сайт» - сайт ЧТПЗ (www.chtpz.ru). В третей номинации признан лучшим сайт Автотракторного факультета ЮУрГУ (http://www.atfakultet.ru)/.
Будущее южно-уральской рекламы смогли оценить члены жюри студенческого фестиваля рекламы «Зеленое яблоко» - одного из самых молодых конкурсов, организаторами которого выступили ЮУргУ и Челябинский рекламный совет. Конкурс уже традиционно стал «пробой пера» для самых талантливых и креативных студентов, выбравших рекламу или дизайн в качестве будущей профессии.
Событием, объединившим и профессионалов рекламного рынка, и рекламодателей, и зрителей – традиционно стала межрегиональная выставка «Рекламные технологии. Информационные технологии. Event-индустрия. Уральская пресса», уже пятнадцатый раз организованная Правительством Челябинской области, Администрацией Челябинска и Выставочным центром «Восточные ворота». Участники выставки представили самые различные отрасли индустрии рекламы и IT-технологий: оборудование для изготовления рекламной продукции и наружной рекламы; полиграфическую и копировально-множительную технику; издательские системы; цифровое оборудование и программное обеспечение; технологии создания газетной, телевизионной, и других видов рекламы; сувенирную продукцию и упаковку. Кроме того, посетители выставки имели возможность ознакомиться с современным оборудованием для производства рекламы, программным обеспечением для рекламного бизнеса и новыми видами мобильной и интернет-рекламы. Практически все потенциальные клиенты получили возможность заключить договоры со значительными скидками и стать обладателями приятных подарков от экспонентов.
Комитет Южно-Уральской ТПП по информации и рекламе