17 мая состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Комитета Московской ТПП по проблемам экологии и природопользования на тему: «Требования и порядок транспортирования опасных отходов».
Открыл заседание вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин. Он отметил, что проблема создания в России современной системы обращения с отходами находится в фокусе внимания государства и общества. Осуществление транспортировки отходов является частью этой системы.
Задача гармонизации законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов, была поставлена в перечне поручений Президента, принятом 27 декабря 2016 года по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». (№ Пр-140ГС, п.1 «г»). Срок исполнения был установлен 1 июня 2017 года, но на данный момент Поручение Президента не выполнено.
Представители бизнеса и эксперты отмечают, что сталкиваются на практике с большим количеством проблем, в т.ч. штрафами, в связи с противоречиями в действующем законодательстве.
Именно поэтому профильные комитеты Палаты приняли решение организовать совместное заседание по данной теме, пригласив к участию представителей всех заинтересованных органов государстен6ной власти – Росприроднадзор, Минтранс России, Ространснадзор, а также отраслевые объединения.
Председатель Комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии, заместитель председателя Комитета Московской ТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцин отметил, что это первое мероприятие такого масштаба по данной теме, вызванное большим числом обращений бизнеса. В своем выступлении он представил участникам проблемы компаний, осуществляющих транспортирование отходов. Требования к перевозке опасных отходов – формулировка, которую смело можно отнести к категории пробелов в законодательстве: она звучит часто, на нее ссылаются, например, в письмах, сообщающих об отказе в выдаче лицензии, а между тем требований как таковых никто до сих пор не сформулировал.
В частности, не соотносятся между собой перечень отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) и положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Также не ясно, какие требования предъявляются к транспортным средствам, используемым для транспортировки, какими специальными знаками должны быть снабжены транспортные средства, должны ли согласовываться маршруты и так далее.
Отдельные виды транспортных средств сертифицируются для перевозки тех или иных грузов – например, бензина или мазута. Вместе с тем, нет транспортных средств для перевозки, например, отработанных антифризов, масел, шин или вышедшей из употребления бытовой техники, батареек, люминесцентных ламп. В Техническом регламенте на колесные транспортные средства отсутствуют даже названия таких транспортных средств, а значит, ни одно предприятие не может выпускать транспортное средство, не предусмотренное этим регламентом. В отношении отходов данный технических регламент предусматривает лишь такой вид техники, как мусоровозы, но очевидно, что далеко не все отходы могут перевозиться в мусоровозах.
При этом бизнес в хозяйственной деятельности хотел бы четко знать, какими документами руководствоваться, чтобы развивать цивилизованный бизнес.
И.о. заместителя директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Михайлов, начальник Управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора Валерий Николаев проинформировали участников заседания, что Минтрансом России 28 апреля 2018 года внесен в Правительство России законопроект «О внесении изменений в статью 5 и пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которому транспортирование отходов должно осуществляться по правилам перевозки грузов, установленными международными договорами, транспортными уставами, кодексами с учетом особенностей. Также Минтранс России ведет работу по подготовке изменений в подзаконные акты – постановления Правительства Российской Федерации и приказы Минтранса России. При этом основная проблема заключается в том, что установленные законодательством 4 класса отходов не соотносятся с 9-ю видами опасных грузов.
Также Министерство рассматривает возможность введения требований об обязательном оснащении транспортных средств, занимающихся перевозкой отходов, устройствами ГЛОНАСС.
Заместитель начальника отдела технического надзора Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД РФ) Алексей Ежов проинформировал, что в связи с отсутствием требований сотрудники ГИБДД проверяют только соблюдение требований ПДД, накрытие груза тентом, наличие необходимых документов (в т.ч. товарно-транспортной накладной). Идентифицировать отходы как опасный груз, например в случае перевозки мусора в бункере, инспектор ГИДББ не может.
Также представитель МВД России отметил, что привлечение к ответственности отдельных водителей и транспортных компаний в целом не будет вносить существенный вклад в борьбу с незаконным обращением отходов, т.к. это только часть цепочки незаконных действий. Необходимо усилить меры по борьбе с незаконным сбором и хранением отходов.
В обсуждении приняли участие заведующий отделом «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом ОАО «НИИАТ» Иван Батищев, заместитель директора НОУ «Автолицей Калита» Михаил Титов, генеральный директор спецпортала «Опасный груз» Андрей Матвеев.
В настоящее время экспертными организациями разрабатываются изменения в постановления Правительства РФ в части введения обязанности при транспортировке отходов иметь паспорт отхода, чтобы проверяющий инспектор мог определить, является ли перевозимые отходы опасным грузом, разрабатываются обозначения для транспортных средств, перевозящих опасные отходы (если они не относятся к опасным грузам), а также разработки требований к транспортным средствам (в т.ч. мусоровозам, цистернам, бункеровозам).
Начальник отдела Департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Наталья Кудрявых представила предложения по проекту резолюции заседания, в т.ч. о возможности направления средств экологического сбора на производство специальных транспортных средств для транспортировки отходов. Также она призвала бизнес активнее использовать существующие меры поддержки промышленности, в т.ч. субсидирование расходов на НИОКР при разработке и сертификации транспортных средств.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Екатерина Кравцова рассказала о практике контроля за транспортированием отходов и предотвращения незаконной транспортировки. Было отмечено, что у инспекторов Департамента отсутствует право остановки транспортных средств. В Москве с 2013 года проходит эксперимент по созданию системы транспортировки твердых коммунальных отходов, в рамках которой определены современные требования к транспортным средствам, в т.ч. оснащение устройствами ГЛОНАСС в целях обеспечения контроля движения.
В настоящее время прорабатывается вопрос о введении аналогичной системы для транспортировки строительных отходов. Представитель Департамента отметила, что основным сдерживающим фактором является недостаточность урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, что препятствует развитию законодательства субъектов Российской Федерации.
Генеральный директор Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Артем Патрин рассказал о проблемах предпринимателей нижегородской области, занимающихся транспортировкой отходов. Он также отметил, что проблемы с пресечением деятельности по незаконной транспортировке связаны с тем, что Росприроднадзор не занимается составлением балансов отходов субъектов Российской Федерации, несмотря на то, что проблемы это не составляет, т.к. все предприятия сообщают о нормативах образования отходов и представляют сведения об организациях, с которыми заключены договоры на вывоз отходов.
Росприроднадзор и Департамент Росприроднадзора по ЦФО прислали письменные позиции по теме заседания.
Итоговые предложения сегодняшнего совместного заседания будут направлены от имени ТПП России в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу.
Департамент по работе с объединениями предпринимателей, Н. Солдатова