29 сентября состоялось заседание Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии в формате круглого стола на тему: «Совершенствование лесоуправления. Нормативно-правовое обеспечение интенсивного лесопользования в России и практика реализации Федерального закона от 28.12.2013 года № 415–ФЗ в части учета и маркировки древесины».
Вел заседание председатель Комитета Сергей Алексеев.
Он отметил, что вопросы лесопользования, учета древесины, в т.ч. посредством радиоэлектронной маркировки, крайне важны для лесной отрасли. Неукоснительное исполнение соответствующих законодательных требований позволит создать эффективную систему контроля, существенно сократить незаконные рубки и нелегальный оборот древесины.
Сергей Алексеев отметил, что регионы, являющиеся ключевыми партнерами России при экспорте леса – США, Канада, страны Европейского союза – приняли регламентное законодательство в сфере контроля и учета древесины, что может стать препятствием для российских экспортеров при выходе на рынке этих стран в случае поставок лесоматериалов без системы маркировки и предоставления исчерпывающей и достоверной информации о всех этапах производства (от лесной делянки и рубки древостоя до места обработки древесины).
Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Клинов рассказал участникам заседания, что в настоящее время ведется большая работа по совершенствованию лесного законодательства, формированию подзаконной нормативно-правовой базы в лесной сфере. При этом представитель Рослесхоза призвал бизнес неукоснительно соблюдать требования законодательства и следить за изменениями.
Несмотря на вынужденное сокращение бюджетного финансирования, в лесном хозяйстве произошли существенные изменения в организации лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Внедряются новые методы и способы ведения лесного хозяйства и совершенствуется технология восстановления лесов.
Существенные коррективы при проведении лесохозяйственных мероприятий вносят природно-климатические факторы. Так, существенно увеличилась продолжительность пожароопасного сезона во многих регионах страны. Первые пожары фиксируются уже в январе, а тушение последних продолжается до поздней осени. Все это не позволяет своевременно и качественно проводить лесохозяйственные мероприятия в лесу.
Михаил Клинов отметил, что успешное развитие лесного комплекса позволит решить весь спектр проблем: экологические (в т.ч. снижение площади активно эксплуатируемых лесов, восстановление лесов), экономические (концентрация рубок, снижение затрат на инфраструктуру и повышение рентабельности лесного комплекса), социальные (сохранение и создание новых рабочих мест, сохранение лесных посёлков и т.д.).
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Юрий Шуваев в своем докладе отметил положительные тенденции развития лесного хозяйства, совершенствования лесоуправления на основе реализации государственной лесной политики и стратегии экологической безопасности страны. Он остановился на примерах эффективной работы предприятий малого и среднего лесного бизнеса, заготавливающих 161 млн кбм. древесины в год, что составляет 80 процентов от всего заготовленного объема древесины в стране. В 2015 году вновь создано в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 года № 2016-ФЗ 554 специализированных учреждения, которые выполнили лесохозяйственные работы на 13 млрд рублей.
В докладе особое внимание уделено развитию «зеленой» экономики в лесном бизнесе, которая базируется на принципах:
- невозможности безграничной и бессистемной вырубки лесов, бесконечно расширять сферу антропогенного воздействия в ограниченном пространстве;
- возобновляемости лесных ресурсов и сохранения полезностей лесов;
- понимания того, что средообразующее, планетарное значение лесов, социально-экономическое развитие общества, экологическая безопасность государства взаимосвязаны.
Докладчик остановился на основных проблемах лесного сектора. В частности, это истощение эксплуатационных запасов древесины в районах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта, слабо развитая лесная и устаревшая производственная инфраструктура лесных предприятий, недостаточная инновационная и инвестиционная активность, а также низкий спрос на древесину на внутреннем рынке. До сих пор отрасль имеет несовершенную структуру производства и экспорта лесобумажной продукции: 31,7% составляет прибыль от экспорта круглого леса, и только 25,0% – от экспорта пиломатериалов.
В ходе выступления Юрий Шуваев предложил выделить ряд стратегических направлений повышения конкурентоспособности лесного бизнеса:
- поддержка модернизации предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и строительства новых предприятий на основе государственно-частного партнерства;
- поддержка развития лесного машиностроения для лесного хозяйства и лесозаготовительной деятельности, а также производства оборудования для химической и механической переработки древесины;
- создание условий для повышения доступности кредитных ресурсов, совершенствование механизмов выделения государственных субсидий и гарантий инвесторам для реализации проектов производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью;
- стимулирование технического и технологического обновления лесопромышленного производства, обеспечивающего углубленную переработку древесины, внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки российского производства и увеличения ее экспорта.
Предложения докладчика вошли в резолюцию заседания.
Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Светлана Кашкорова рассказала о работе министерства по разработке необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное лесопользование и лесовосстановление.
Заместитель начальника Управления использования и воспроизводства лесов Рослесхоза Алексей Абрамов рассказал о работе по созданию современной модели лесопользования. В частности, был представлен анализ структуры аренды земель лесного фонда и примеры государственно-частного партнерства в регионах при воспроизводстве лесов. В настоящее время ведомство разрабатывает предложения по стимулированию развития многоцелевого использования лесов.
Начальник Управления ФГБУ «Рослесинфорг» Владимир Манович в своем выступлении рассказал о значении, месте и роли лесоустройства в современном лесоуправлении.
Начальник отдела административной практики Рослесхоза Юрий Филимохин подробно представил информацию о практике применения Федерального закона от 28.12.2013 года № 415-ФЗ в части обязанности учета древесины и сделок с ней.
Отечественному лесному и лесопромышленному сектору огромный урон наносят незаконные рубки. В частности, не соблюдаются лесоводственно-экологические требования и технологии рубок, ухудшается породный состав лесов, увеличивается их захламленность, что ведет к повышению пожарной опасности лесов. В результате незаконных рубок существенно сокращаются поступления в бюджеты за использование лесов.
В целях решения указанных проблем был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ, предусматривающий:
- запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд;
- наличие сопроводительного документа при транспортировке древесины;
- обязательность учета всей срубленной древесины до ее вывоза из леса;
- поштучная маркировка древесины ценных пород (дуба, бука и ясеня) при экспорте;
- декларирование сделок с древесиной;
- создание ЕГАИС учета древесины и сделок с ней;
Кроме того, была введена административная ответственность за нарушение указанных требований. Закон вступил в силу с 1 января 2016 года.
В результате можно уже говорить о снижении числа незаконных рубок и их объёма, увеличении объёма заготовки на арендованных лесных участках и уменьшении заготовки для собственных нужд граждан.
Введение маркировки древесины ценных лесных пород (дуб, ясень, бук) при экспорте позволило существенно сократить незаконный вывоз древесины.
В настоящее время проводятся пилотные проекты по введению маркировки при обороте древесины разных пород и сортиментов и системы отслеживания древесины при транспортировке разными видами транспортных средств на территории Российской Федерации. Данная система позволит установить контроль за оборотом древесины в Российской Федерации и создать барьер для выхода нелегально срубленной древесины на региональные рынки сбыта.
Генеральный директор ООО «Лесэксперт» Анатолий Курицын представил разработанную Методику составления балансов использования древесины. В настоящее время отсутствует какая-либо методика, стандарт или иной обязательный документ, устанавливающий порядок определения балансов древесины. Проводимые проверки при заготовке, транспортировке, хранении и переработке древесины выявляют существенный дисбаланс, что свидетельствует о нелегальном использовании древесины.
Методика определяет порядок составления и контроля баланса использования заготовленной древесины на всех основных этапах: отвод-заготовка, заготовка-вывозка, отгрузка-приемка, баланс на складах, баланс при производстве пиломатериалов.
Сегодня совместно с Рослесхозом, Всемирным банком (в рамках программы ФЛЕГ-II) проходят семинары в регионах по обучению сотрудников предприятий лесного комплекса работе с методикой.
Подводя итоги заседания, участники отметили, что необходимо дальнейшее ужесточение законодательных требований по контролю и подтверждению законности происхождения древесины, установление обязательных методов учета заготовленной древесины и сделок с ней, расширение возможностей ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, а также усиление межведомственного взаимодействия.
Предложения участников включены в резолюцию заседания, которая будет направлена в Минприроды России, Рослесхоз, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесного хозяйства.
Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии, Н.Солдатова