23 апреля 2007 года в ТПП России состоялось заседание Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности, посвященное обсуждению проблем поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
В заседании приняли участие руководители предприятий и групп компаний, выпускающих изделия с высокой степенью переработки, а также наукоемкие товары; представители отраслевых объединений предпринимателей, научно-исследовательских институтов и центров; руководящие работники ТПП РФ и Минэкономразвития России.
Вел заседание Председатель Комитета, депутат Государственной Думы С.Ю. Глазьев. В своем вступительном слове он, в частности, отметил, что доля России в мировом экспорте изделий «хай-тек» остается стабильно низкой (0,2%) и заявил, что цель обсуждения данной проблемы на заседании состоит прежде всего в том, чтобы получить информацию о мерах поддержки высокотехнологичного экспорта и попытаться определить пути улучшения ситуации в данной области.
С основным докладом на заседании выступил и.о. директора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России В.Я. Зигман. Он привел статистические данные об итогах внешнеторговой деятельности страны в 2006 году: общий товарооборот составил 439 млрд. долл. США, положительное сальдо торговли – 164 млрд. долл. США (рост на 16% по сравнению с 2005 годом). Темпы роста экспорта снизились на 16,5%, в то время как в импорте опережающими темпами рос удельный вес товарной группы «машины и оборудование» (рост на 48%). Структура экспорта вот уже в течение 10 лет не претерпевает особых изменений и на треть состоит из сырой нефти. Основными внешнеторговыми партнерами России являются Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Украина, однако без учета экспорта энергоносителей на первое место выходит Китай (9,5% товарооборота), за которым следуют США, Украина (по 6,5%) и Индия (2,5%).
Переходя непосредственно к теме доклада, В.Я. Зигман отметил, что государственные инструменты поддержки российского экспорта в принципе не отличаются от принятых в мире. Речь идет о стимулировании экспорта через предоставление субсидий и грантов, поощрение прямых иностранных инвестиций, НИОКР; страхование экспортных кредитов; меры торгово-политического характера по лоббированию интересов российских производителей на внешних рынках. Докладчик в этой связи отметил положительную роль ТПП РФ в расширении географии и содержания проводимых Россией выставок и ярмарок за рубежом.
Основы государственной поддержки экспорта, подчеркнул докладчик, заложены – разработана и действует финансовая концепция поддержки, предполагающая предоставление госгарантий субсидирования и частичное возмещение процентных ставок по коммерческим экспортным кредитам (в 2006 году на цели госгарантий из бюджета была ассигнована сумма в размере 1 млрд. долл США, а на цели возмещения - 3 млрд. рублей).
Однако практика показала, что хотя и отмечается тенденция к росту использования средств, выделяемых на цели господдержки, действующий механизм далек от совершенства. Докладчик назвал главные причины, которые, по его мнению, объясняют невысокую эффективность комплекса мер содействия развитию отечественного экспорта: это сложность и длительность бюрократических процедур предоставления помощи, а также несвоевременный возврат НДС. Наряду с упрощением таких процедур, в докладе подчеркивалась необходимость внести ряд поправок в Бюджетный кодекс страны с тем, чтобы позволить государству оказывать содействие отдельным предприятиям, экспорт которых финансируется по коммерческим кредитам. Касаясь вопроса о препятствиях на пути продвижения российских экспортных товаров на внешние рынки, В.Я. Зигман привел следующие цифры: по состоянию на апрель 2007 года наш экспорт подвергся 101 ограничительной санкции на рынках 17 государств (в том числе насчитывается 46 антидемпинговых и 6 иных защитных мер, а также 17 действий административного характера; остальные санкции относятся к категории «технических» - санитарные, фитосанитарные, порядок омологации, сертификации и т.д.). Основным объектом иностранных ограничительных мер остается экспортная продукция отечественной черной металлургии.
В заключение выступающий отметил необходимость разработки национальной внешнеэкономической стратегии (с целью позиционирования России в системе международной торговли) и сообщил, что его Министерство готовится предложить (до августа текущего года) систему мер по компенсации затрат предприятий на прохождение процедур сертификации их продукции в иностранных государствах, внесло законопроекты по особым портовым зонам (содействие развитию транспортных услуг и консигнационных складов) и созданию Российского банка развития (для дополнительного и более эффективного финансирования российского экспорта).
Далее с содокладом выступил директор Межведомственного аналитического центра А.К. Пономарев, который указал на то, что основной докладчик дал достаточно полную картину положения дел в области господдержки экспорта. Поэтому содокладчик ограничился констатацией того факта, что низкая востребованность предлагаемых государством стимулов отражает замедление темпов структурной перестройки экономики. Попытки реформировать механизм экспортной поддержки наталкиваются на системные административные препятствия (незаинтересованность министерств, прежде всего Минфина, в повышении эффективности мер господдержки). Докладчик заявил в этой связи о целесообразности улучшения координации действий на правительственном уровне, внесении изменений в межведомственные и ведомственные процедуры поддержки экспорта, вынесения этих процедур на новый оперативный уровень.
В развернувшихся затем на заседании прениях высказывались мнения о зависимости экспорта наукоемких изделий от общего развития инновационного сектора в России; необходимости создания инфраструктуры развития производства и продвижения продукции на внешние рынки; желательности не упускать из виду вопрос о замещении импорта и развитии конкурентоспособных производств.
Представитель группы компаний «VerySell, Передовые информационные технологии» М.О. Румянцева передала основному докладчику предложения группы по поддержке экспорта высокотехнологичной продукции.
С.Ю. Глазьев, подводя итоги дискуссии, констатировал, что ввиду слабой востребованности государственных мер стимулирования экспорта необходимы новые усилия в этом направлении, в том числе:
- создание каналов рефинансирования экспортной деятельности;
- регулирование обменного курса рубля и борьба с инфляцией в интересах структурных преобразований в экономике;
- корректировка системных факторов таким образом, чтобы они не препятствовали росту конкурентоспособности отечественного производства;
- придание действию государственных механизмов экономического регулирования автоматического, вневедомственного характера;
- неинфляционное использование профицита госбюджета для стимулирования экспорта (субсидирование защиты прав интеллектуальной собственности и сертификацию экспортной продукции за рубежом);
- обеспечение условий для эффективной деятельности нового инструмента поддержки отечественного экспорта - Российского банка развития.
Комитет ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности
23 апреля 2007г.
Заседание Комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности: поддержка экспорта высокотехнологичной продукции