Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность занимает важное место в развитии российской экономики.
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность создает условия для реализации целей и задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р., направленных на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства; увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
В настоящее время выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Конгрессы, выставки и ярмарки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками и способствуют расширению и диверсификации промышленного и высокотехнологичного экспорта, привлечению иностранных инвестиций для реализации инвестиционных проектов российских организаций.
Ежегодно в выставках принимают участие около 140 тысяч российских экспонентов и около 20 тысяч зарубежных компаний. По количеству выставочных площадей лидирует г. Москва, на которую приходится около 62%, на втором месте находится г. Санкт- Петербург-11% площадей, на долю остальных регионов России приходится около 27%.
За последние 6 лет произошло удвоение числа региональных выставочных центров. В настоящее время в стране создано и работают 38 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью около 800 тыс.кв.м. В частности, введено в эксплуатацию 6 новых выставочных комплексов. В их числе: ВК "Сибирь" (г.Красноярск), ГУП «Москва» на ВВЦ, «Петрокоммерц» (г.Санкт-Петербург), ЦМТ (г.Краснодар). 8 комплексов созданы с участием торгово-промышленных палат (торгово-промышленная палата Российской Федерации - ЦВК «Экспоцентр» и ОАО «ЦМТ», Белгородская торгово-промышленная палата - ООО «Белэкспоцентр», торгово-промышленная палата Республики Мордовия - ООО «Мордовэкспоцентр», а также с участием Иркутской, Вятской торгово-промышленных палат, торгово-промышленная палата Республики Коми). Объём российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, согласно различным экспертным оценкам, составляет сегодня около 1,3–1,5 млрд.долл. США.
Вместе с тем, обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. В настоящее время свою заинтересованность в развитии материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности подтвердили 49 администраций субъектов Российской Федерации. Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности нацелена на формирование выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации.