Предложения
Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров
по преодолению кризисных явлений в экономике
при организации выставочно-ярмарочных мероприятий
Трудности, переживаемые сегодня мировой экономикой, непосредственно отражаются на выставочно-конгрессной деятельности и Россия не исключение. Компании-экспоненты сокращают выставочные площади, а в ряде случаев и вообще отказываются от участия в выставках. Число участников может сохраниться на уровне прошлого года или немного меньше, но занятые ими площади значительно сократятся.
В этих условиях только совместными усилиями, координацией и сотрудничеством мы сможем успешно преодолеть этот сложный период и развивать дальше выставочную индустрию страны.
В условиях финансово-экономичекого кризиса выставочно-ярмарочная деятельность может быть не только инструментом, ускоряющим выход конкурентоспособной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, но и инициировать спрос и предложение, в первую очередь, на высокотехнологичную продукцию и разработки, нанотехнологии.
Это в своей работе должны учитывать и ТПП России и выставочное сообщество и члены Российского Союза выставок и ярмарок.
Федеральным органам исполнительной власти совместно с ТПП РФ
· Переориентировать систему государственной поддержки от организаций-операторов выставочных мероприятий на организации-производителей экспортной продукции, в том числе путем предоставления дотаций участникам выставок;
(в условиях финансового кризиса правительство Италии компенсировало 80% затрат на участие своих фирм в одной из октябрьских выставок Экспоцентра)
· создать рабочую группу по выставочно-конгрессной деятельности при Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ;
· ТПП России ранее направлялось предложение в Правительство Российской Федерации о формировании календаря выставочно-конгрессных мероприятий с частичным финансированием из госбюджета. Сегодня, с учетом падения темпов производства тема поддержки отечественного рынка через выставки становится ещё более актуальной. С учётом формирования Правительством перечня секторов экономики приоритетных для поддержки предлагается определить совместно с федеральными органами исполнительной власти географию и перечень выставочных мероприятий, проводимых с финансовой поддержкой на основе конкурсного отбора.
Подобную практику следует совершенствовать на региональном и муниципальном уровнях;
· Утвердить Положение о выставочно-ярмарочной деятельности (определение правового положения участников выставочно-ярмарочной деятельности);
· Утвердить Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и плана мероприятий по реализации основных направлений Концепции с учетом мер по предотвращению кризисных явлений в финансово-экономической сфере;
· Разработать программу развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности;
· Ввести в действие с 01.07.09. Национальные стандарты Российской Федерации
- «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения»,
- «Деятельность конгрессная. Термины и определения»;
· Подготовить в рамках административной реформы предложения о передаче администрациями субъектов Федерации функций по координации региональной выставочно-конгрессной деятельности территориальным торгово-промышленным палатам;
· Подготовить предложения по уменьшению налога на землю, занимаемую выставочными комплексами в качестве временной меры, направленной на снижение себестоимости выставочных услуг;
· Особое внимание следует уделить активно развивающемуся инновационному потенциалу малого бизнеса. Предлагается определить механизм целевого кредитования (до 3-х лет) организации и проведения тематических перспективных выставочных мероприятий.
Выставочным операторам
· Учитывая снижение активности экспонентов, необходимо продолжить дифференциацию выставочно-консалтинговых услуг для экспонентов и посетителей, внедрять систему «одного окна», совершенствовать информационно-рекламное обеспечение мероприятий, оперировать более современными технологиями ведения бизнеса, снижающих себестоимость, максимально повышать качество выставок;
· Используя средства массовой информации (в том числе электронные), разъяснять компаниям производителям товаров и услуг, что, не участвуя в выставках, они во время кризиса могут «потеряться», утратить свои позиции на рынке. Восстанавливать утраченное очень сложно. Если компания ушла с рынка, то ее место немедленно будет занято конкурентом;
· Необходим тесный контакт с потенциальными экспонентами. Помочь им правильно представить свою компанию на выставке повысить эффективность участия. Чтобы не потерять экспонента следует активнее использовать современные коммуникации для организации виртуальных выставочно-конгрессных мероприятий, требующих меньших затрат на продвижение продукции и услуг на рынок;
· Используя перспективные технологии сети Интернет следует наполнять новыми информационными базами данных в т.ч. инвестиционными проектами. С учетом сформированных целевых фондов предлагается активнее использовать площадки Особых экономических зон для организации специализированных выставок перспективных технологий;
· переориентировать рекламу выставок на адресную работу с отдельными компаниями, ассоциациями, объединениями и союзами производителей, большинство которых являются членами ТПП РФ и осуществляют свою деятельность через соответствующие комитеты. Нельзя также забывать отраслевые журналы, индивидуальных производителей товаров и услуг и Интернет. Вообще во время кризиса Интернет становится еще более важным инструментом выставочника, чем в обычных экономических условиях. Не требуя серьезных финансовых затрат он позволяет охватить большую аудиторию и привлечь ее для участия и посещения выставок;
· предоставлять малому бизнесу стендов на льготных условиях, оказывать им помощь при организации участия в проводимых смотрах;
· создавать благоприятные условия для экспонентов за счет дальнейшего повышения качества и расширения спектра услуг участникам выставок и посетителям, дополнительного индивидуального сервиса, содействие формированию деловой программы;
· сокращение дублирования выставок, развитие взаимодополняемости тематик, их укрупнения;
· планирование конгрессной программы на базе выставочных мероприятий;
· обучение экспонентов на специальных семинарах, проводимых как сотрудниками выставочной компании, так и привлеченными специалистами, и посвященных вопросу повышения эффективности участия в выставках;
· Повышение качества и снижение себестоимости предоставляемых выставочных помещений и выставочных услуг для развития уже существующих отношений с клиентами и бизнеса экспонентов.