Сегодня в Москве начал работу второй «Форум действий» Общероссийского народного фронта, который продлится до 18 ноября. Основными его темами стали реализация «майских указов» президента России Владимира Путина и развитие российской экономики в условиях санкций.
В работе форума принимают активное участие представители ТПП РФ во главе с Президентом Палаты Сергеем Катыриным.
На площадке форума «Импортозамещение и технологическая модернизация» активно обсуждался вопрос фискальной нагрузки и налогообложения. Достаточно подробно обговорили участники дискуссии особенности предлагаемых сборов с малого бизнеса. Отдельной темой стал разговор о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели, ведущие выставочно-ярмарочную деятельность.
Как отметил в своем выступлении Президент ТПП РФ Сергей Катырин, одним из основных барьеров, мешающих развитию отрасли, стал подход к оценке земли и основных сооружений с точки зрения их кадастровой стоимости. Это кратно увеличивает налоговые платежи.
Сегодня объекты выставочной деятельности в этом плане приравниваются к торговым площадям и офисно-деловыми центрам. Понятно, что рентабельность у этих объектов абсолютно разная.
К чему это приведет? В принципе, из этой ситуации существует два выхода. Первый – выставочники начнут так же кратно повышать стоимость своих площадей для участников выставок. Но в этом случае мы закроем возможность демонстрировать свои товары и услуги малому и среднему бизнесу. Рассчитывать на зарубежных партнеров тоже особенно не приходится. В нынешних условиях кроме китайцев, индусов и некоторых других наших коллег надеяться не на кого. Европа сейчас приостанавливает выставочную деятельность. Потому что там вся она дотируется. У них серьезный подход к продвижению продукции, они дотируют участие в выставках, серьезные деньги на это выделяют. Нет, прямо никто не запрещает продвигать свои товары в России. Просто на это не будут выделены деньги. Поэтому на выставках останутся только наши восточные партнеры. Смогут ли наши выставочные площадки выжить лишь за их счет? Уверенности в этом нет.
Второй выход – выставочные площади превратятся в то, к чему их в сегодняшнем налогообложении по кадастру приравняли. Они станут объектами торговли. Раздадут площади под магазины, ларьки и т.п., и закончат они свою деятельность как выставочные центры. Мы, по сути, еще и не сформировав эту отрасль (она у нас даже не легализована как следует – нет даже закона о выставочной деятельности), в общем-то, имеем все шансы ее потерять. Поэтому естественным и разумным кажется то, что в этих платежах должна быть какая-то дифференциация.
Надо добавить, что у нас почти во всех регионах есть недостаток выставочных площадей. Каким образом руководители территориальных торгово-промышленных палат поступают в данной ситуации? Они используют любые сооружения, в которых можно организовать выставки: спортивные залы, кинотеатры и т.п. Потому что в организации выставок есть жизненная необходимость.
У нас в двух соседних областях порой не знают, что у кого производится, и на выставке с удивлением узнают, что у соседей есть тот продукт, за которым они собирались за тридевять земель. Сама отрасль нужна, сама отрасль востребована, но сложившаяся сегодня ситуация оптимизма не добавляет.
Есть свои проблемы и с организацией зарубежных выставок Их большая часть связана с тем, что профессиональное сообщество практически лишено возможности оказывать влияние на выбор компаний, которые заняты их непосредственной подготовкой. Поэтому бывают случаи, когда национальные выставки превращаются в национальный позор. А все потому, что решения по этим вопросам принимаются внутриведомственной комиссией.
Было бы, наверное, правильным, если бы министерство определяло тематику, время и место проведения выставок. Но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, то здесь очень важен голос выставочного сообщества.
Кстати, профессиональных выставочных компаний у нас в стране не так уж много, и конкурентные преимущества (как, кстати, и недостатки) в их среде хорошо известны. Эту деятельность нужно только грамотно организовать.
Тогда можно рассчитывать на успех с точки зрения продвижения нашей продукции, в том числе и импортозамещения, если говорить о внутренних выставках.
Председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Сергей Беднов предложил конкретный выход из сложившейся ситуации. Он заключается в следующем. Существует перечень видов использования земли, который утверждается Минэкономразвития. В этом документе нет такого вида, как земля, используемая для выставочной деятельности. Если его предусмотреть в перечне, многие вопросы в части кадастровой стоимости будут сняты.
ТПП-Информ, Владимир Савков