Заседание Президиума Правления ТПП РФ

Главная

Заседание Президиума Правления ТПП РФ

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Президиума Правления ТПП РФ.

Открыл и вел мероприятие Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

На заседании была рассмотрена и обсуждена практика работы Рязанской и Химкинской торгово-промышленных палат по развитию социально ориентированного предпринимательства. Сергей Катырин предоставил слово для доклада вице-президенту Химкинской торгово-промышленной палаты, депутату Совета депутатов городского округа Химки Дмитрию Левитину.

По словам Дмитрия Левитина, в Химках программа «Ветеран» действует с 2005 года; из 200 тысяч жителей города 50 тысяч имеют соответствующую социальную карту и приобретают по льготными ценам товары в 25 отделах в продовольственных магазинах и в 15 аптеках; в 2012 году они сэкономили таким образом свыше 20 млн рублей.

Вице-президент Химкинской торгово-промышленной палаты рассказал не только о результатах программы, но и представил подробно ход ее реализации – от появления идеи до первых итогов.

Участники проекта – администрация города, Совет депутатов, торгово-промышленная палата, общественные организации (они представляют как раз интересы самих ветеранов и иных льготников), производители товаров, которые будут продаваться по льготным ценам, и, наконец, предприятия, через которые льготы реализуются – магазины, парикмахерские, химчистки и т.д.

За «круглым столом» все они определяют степень своего участия и оценивают различные аспекты программы. После достижения согласия администрация города делегирует ТПП обязанности координатора и организатора проекта. Естественно, оказывая всю необходимую помощь. Совет депутатов рассматривает возможность предоставления определенных льгот или субсидий участникам программы, что естественно, поскольку наценка на льготные продукты и услуги колеблется в районе пяти процентов, то есть в пять и более раз меньше, чем обычно, а ведь участники программы как минимум не должны нести убытки. Для ТПП, подчеркнул Дмитрий Левитин, данный проект не несет никакой материальной выгоды, но тут имеется два важнейших момента: во-первых, дело помощи малоимущим, является чрезвычайно важным и само по себе должно служить наградой, приносить удовлетворение. Во-вторых, есть выигрыш имиджевый. Доброе имя палаты среди жителей города, авторитет палаты в среде добросовестного бизнеса – это вещи не материальные, цены не имеющие, но чрезвычайно важные.

Тему продолжила президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева. Нам очень пригодился Химкинский опыт, сказала она. По словам Т.Гусевой, надо иметь в виду, что, начав такую программу, назад не повернешь. Обратной дороги нет – люди не поймут. Рязанская программа называется «Забота». За 2012 год в рамках программы было выдано более 50 тысяч карточек, горожане сэкономили 6,5 миллиона рублей. Сегодня в программе – 26 участников: магазины, хлебозаводы, молокозаводы, предприятия сферы обслуживания.

Рязанские фирмы, в отличие от химкинских, пока еще не получают компенсации за участие в программе; но, как показал опыт, у них увеличился поток покупателей, что повысило их конкурентоспособность на рынке. Безусловно, имеются свои региональные аспекты и отличия, но это естественно: нет одинаковых городов и регионов. Большое значение имеет то, что эта программа одновременно серьезно поддерживает местных производителей. Известно, что в международные крупные торговые сети в России  со своим товаром российским производителям пробиться крайне трудно (и очень дорого); «сетевики» предпочитают товары своих западных товаропроизводителей. В программе помощи неимущим участвуют только российские компании.

Перед участниками заседания выступили представители химкинских и рязанских предприятий, участвующих в программах. Да, не всем удается удержаться, некоторые уходят, говорили они. Но обычно при хорошей постановке дела потери компенсируются заметным увеличением товарооборота, ростом популярности среди населения, имиджевыми приобретениями – ростом доверия к магазину, например.

Президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута в своем выступлении поднял вопрос дальнейшего развития обсуждаемого направления работы власти. Социально ориентированное предпринимательство нужно и необходимо людям, но чувствует ли само это предпринимательство свою нужность? До сих пор не существует даже определения понятия «социальный бизнес». Михаил Мамута считает, что необходимо в соответствующий закон ввести понятие малого и среднего социального предприятия; это даст возможность более активно поддерживать такой бизнес.

Глава администрации Химок Олег Шахов, заместитель главы администрации Рязани Светлана Горячкина дополнили предыдущие выступления, рассказав о своем видении дальнейшего развития социальных программ.

Вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков привел статистику: пока что порядка 60 процентов работающих россиян на продукты питания тратят до двух третей заработка (в Европе – до 20 процентов заработанного). Еще труднее сводить концы с концами пенсионерам, инвалидам. Общество должно помогать малоимущим. Торгово-промышленным палатам надо поддерживать совместно с местными администрациями направленные на такую поддержку программы. Опыт Химок и Рязани – это также пример поддержки отечественного производителя. А эта поддержка очень ему нужна: в условиях ВТО на наш рынок придут – уже идут – сильные конкуренты. Наконец, подобные социальные программы могут стать примером продуктивного государственно-частного партнерства.

Итоги обсуждения подвел Президент ТПП РФ Сергей Катырин, в частности подчеркнувший, что, кроме всего прочего, ценность химкинского и рязанского опыта заключается также в объединении усилий и в углублении взаимопонимания между ТПП, бизнесом и местными властями. Что же касается федерального уровня, то видится целесообразным и нужным законодательное определение социального бизнеса как такового, что позволит развивать его более активно.

На заседании Президиума Правления ТПП РФ был также рассмотрен вопрос «Об основных показателях деятельности торгово-промышленных палат в 2012 году». С информацией выступил вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков. Результаты года четко свидетельствуют: система ТПП страны продолжает развиваться, сказал он. Членская база увеличилась на 6,3 процента (число малых предприятий в членских организациях выросло на 8 процентов).

Александр Рыбаков проанализировал показатели работы палат по оказанию конкретных видов услуг, рассказал об изменениях в основных направлениях деятельности и т.д. Второй год составляется рейтинг территориальных торгово-промышленных палат по итогам работы. Каждая палата может увидеть свое объективное место среди остальных палат и в целом, и по разным направлениям деятельности; рейтинг составляется таким образом, чтобы сравнивались сопоставимые показатели.

Члены Президиума Правления ТПП РФ рассмотрели также ряд других вопросов.

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь

Материал по теме в сетевом издании Торгово-промышленные ведомости

Материалы в СМИ:

Медиарязань Рязанскую соцпрограмму «Забота» презентовали в Торгово-промышленной палате РФ

Рязань Вести Состоялась презентация рязанской социальной программы «Забота»