В рамках VI Международного форума выставочной индустрии «5рEXPO-2012 состоялись IV Всероссийская конференция «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность: региональные приоритеты» и Международный конгресс «Восток – Западу, Запад – Востоку. Мировые тенденции в выставочном и конгрессном бизнесе».
Модератором мероприятия выступил директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности Игорь Коротин.
С докладами на пленарном заседании выступили вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко, первый заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Сергей Беднов, первый заместитель председателя Правительства Новосибирской области – Министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков, заместитель директора Департамента внешнеэкономических отношений Министерства промышленности и торговли РФ Михаил Калиманов, ведущий эксперт Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Сергей Котов, председатель правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие», член Президиума Правления ТПП РФ Виктор Ермаков, президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Алексеев, вице-президент Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) Янош Барабаш.
В обсуждении широкого круга тем, касающихся развития российской и международной выставочной и конгрессной индустрии, приняли участие руководители ведущих компаний отрасли.
Во вступительном слове Сергей Беднов заметил, что одновременное проведение двух таких крупных событий - конференции и Международного конгресса - символично, если вспомнить о грядущей ратификации решения о присоединении России к Всемирной торговой организации. Интеграция российской экономики в мировую экономику выходит на новую качественную стадию. Это неизбежно. В связи с этим Россия должна стать более открытой и одновременно более конкурентоспособной. По сути, мы сталкиваемся с вызовом, правильные ответы на который нельзя сформулировать исключительно на национальном уровне. Нужен широкий международный контекст обсуждения, нужен постоянный диалог с зарубежными партнёрами, которые, надо признать, лучше знают мировой рынок выставочных и конгрессных услуг, и проявляют интерес к российскому сегменту этого рынка, к перспективам его развития, к значительному потенциалу роста, который в нём, очевидно, заложен.
В последние годы тенденция прихода зарубежных выставочных операторов на российский рынок становится всё более заметной, продолжил Сергей Беднов. Это приводит к определённому росту конкуренции и, одновременно, делает рынок выставочных услуг более подвижным, изменчивым. Перед выставочным сообществом России возникают новые задачи, которые заключаются не только в слепом копировании лучшего мирового опыта, но и в эффективной адаптации его к российским условиям, очень различным от региона к региону и от города к городу. Здесь незаменимую помощь выставочному сообществу может и должна оказывать на постоянной основе система торгово-промышленных палат, для которой выставочная деятельность исторически является сопутствующей, практически профильной. Системная методическая деятельность, подготовка кадров, представительство интересов выставочного сообщества в органах власти – всё это и многое другое является важнейшим фактором развития национальной выставочной индустрии. Вполне логично, что именно Торгово-промышленной палате Российской Федерации Председателем Правительства было предложено разработать проект Концепции формирования в регионах выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнёрства. Обсуждение и принятие проекта Концепции может явиться важной предпосылкой к началу формирования целостной государственной политики в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как эффективного маркетингового механизма продвижения конкурентоспособных отечественных товаров на мировые рынки и, одновременно, как способа сделать имидж России более привлекательным, более открытым, более партнёрским в мире.
Владимир Страшко в своем основном докладе на конференции подчеркнул, что в главном мы пережили сложный послекризисный период, но по-прежнему остро стоит проблема реструктуризации нашей экономики и, как нас предупреждают аналитики, мы должны быть готовы к новым испытаниям. Есть четкая взаимозависимость – выставки способствуют экономическому развитию и наоборот – экономическая ситуация сказывается на выставочной деятельности. Нам необходимо на основе анализа этих процессов оценивать состояние и определять программу развития выставочной отрасли, - подчеркнул Владимир Страшко
За последние годы выставочная индустрия вместе с экономикой нашей страны имела позитивное развитие. В 2011 году отмечен рост основных показателей выставочной деятельности, в частности, как по площадям, так и по количеству экспонентов. Вместе с тем, хотя Россия и входит в первую десятку стран по объему выставочных площадей проведенных мероприятий, по этому показателю мы еще не достигли докризисного уровня 2008 года. Возросло на российских выставках участие представителей других стран. В условиях членства в ВТО внутренние выставки будут иметь тенденцию к расширению зарубежного участия, возникает необходимость поддержки отечественных товаропроизводителей на внутренних выставках, тем более в проблемных отраслях. Требует серьезного изменения подход к подготовке и организации российских национальных экспозиций за рубежом.
За прошедшие годы изменилась и сама выставочная практика: от ярмарок товаров и услуг для населения – до специализированных выставок и экономических форумов глобального масштаба.
Прочнее входит в практику выставочный аудит, что позволяет видеть более реальную картину положения дел и способствовать построению цивилизованного, прозрачного и конкурентного выставочного рынка.
В настоящее время при переходе на инновационный путь развития особую актуальность приобретают вопросы создания и применения механизма правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности в ходе их демонстрации на выставках.
Растет число палат, занимающихся выставочной деятельностью. В настоящее время их 89. В течение года территориальные ТПП проводят или участвуют в организации более 700 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий и это мы считаем, в полной мере способствует укреплению выставочно-ярмарочной деятельности в регионах, - подчеркнул Владимир Страшко.
Сложились все предпосылки для активизации торгово-экономических миссий, приуроченных к проведению крупных международных выставок.
ТПП России считает, что для развития индустрии конгрессов и деловых встреч первостепенное значение имеет деятельность Конгрессного бюро как координирующего субъекта рынка конгрессных услуг.
Соответствует мировым трендам процесс становления крупных выставочно-конгрессных мероприятий. Это позволяет развивать региональную специализацию в выставочной сфере исходя из приоритетной отраслевой направленности.
Сохраняет динамику развития материальная база. За последние два года введено в эксплуатацию 6 новых выставочных комплексов. В этой работе важно проводить тщательную проработку бизнес проектов по созданию новых комплексов с учетом планов развития выставочной инфраструктуры сопредельных регионов, заблаговременное формирование выставочных программ.
Наметился рост посетителей выставок, но их все еще почти на треть меньше, чем в 2008г. В этом, сегодня, мы видим одну из болевых точек выставочной отрасли, - отметил Владимир Страшко.
Одним из важных событий прошедшего года стал полноформатный запуск Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С начала 2012 года заработала Евразийская экономическая комиссия. Сегодня интеграция является неотъемлемым элементом стратегии развития, включая выставочный бизнес. Необходимо решать и возникающие проблемы на этом пути, в частности, вопросы по функционированию системы АТА в рамках единого таможенного пространства.
Во взятом курсе на модернизацию российской экономики, развитие интеграционных процессов отечественной выставочной индустрии предстоит играть более заметную роль.
ТПП России делает многое в плане анализа и обсуждения проблематики ВТО. Несомненно ситуация в отраслях будет сказываться на выставочной деятельности.
Особое внимание Владимир Страшко уделил вопросу разработки и принятия Концепции выставочно-ярмарочной деятельности. Такая Концепция уже давно разработана Торгово-промышленной палатой, но принятие ее тормозится Минпромторгом. Сотрудники министерства по непонятным причинам переносят сроки рассмотрения этого документа. Новый срок ее рассмотрения 1 декабря 2012 года. ТПП готовит обращение к новому Министру промышленности и торговли с просьбой ускорить работу, а если это не принесет результатов, то ТПП намерена обращаться к Президенту РФ.
Александр Торшин заострил внимание на недостаточном внимании Правительства РФ к выставочно-ярмарочной деятельности и выразил надежду, что новый состав правительства более внимательно будет относиться к экспоиндустрии, как к одному из реальных способов демонстрации возможностей и поддержания имиджа России за рубежом.
В обсуждении обозначенных тем, специалисты выставочной индустрии отмечали необходимость скорейшего принятия документов, регламентирующих выставочно-ярмарочную деятельность. Рассказывали об опыте выставочной и конгрессной работы в своих регионах, обсуждали профессиональные вопросы.
По итогам работы конференции была принята Резолюция:
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность создает условия для реализации целей и задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р., направленных на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства; увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг; увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.
В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность реализует конкурентный потенциал территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным проектам.
Сегодня в выставочной деятельности важна не только демонстрационная составляющая. Современные международные смотры приобретают формат крупных выставочно-конгрессных форумов с насыщенной деловой программой, создавая условия для прямого и плодотворного общения между властью, бизнесом, отраслевыми отечественными и зарубежными специалистами и инвесторами.
Подчеркивая необходимость повышения эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, участники 4-й Всероссийской конференции «Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность: региональные приоритеты» (6-8 июня 2012 г., Москва, ЦВК «Экспоцентр»), считают важным:
- ТПП Российской Федерации, Российскому Союзу выставок и ярмарок сосредоточить свои усилия на ключевых вопросах, а именно:
- подготовить предложения о необходимости создания Совета по координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности при Правительстве Российской Федерации во главе с Вице-премьером с целью доработки проекта Концепции формирования в субъектах Российской Федерации выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах ЧГП и разработки Закона Российской Федерации о принципах регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации и мерах государственной поддержки;
- подготовить предложения по усовершенствованию Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части освобождения от налога на добавленную стоимость возмездных услуг, оказываемых российскими выставочными организациями участникам выставочных мероприятий, организуемых и проводимых в Российской Федерации;
- подготовить предложения по предусмотрению при проведении государственной кадастровой оценки земель удельный показатель кадастровой стоимости по виду разрешенного использования выставочных центров (не ведущих торговую деятельность);
- разработать на федеральном уровне методику расчета, позволяющую определять коэффициент взимания арендной платы за землю с выставочных центров (не ведущих торговую деятельность) как с учреждений культуры и довести ее до муниципалитетов;
- подготовить национальный стандарт, регламентирующий вопросы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности с целью определения функций, полномочий и роли органов государственной исполнительной власти, системы ТПП РФ, профессиональных объединений предпринимателей, предприятий, организаций, учреждений, в том числе среднего и малого бизнеса и с учетом его положений представить проект стратегии развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Правительство Российской Федерации;
- подготовить предложения по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации, демонстрируемые на официальных и официально признанных выставках;
- подготовить предложения по формированию в субъектах РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры на принципах частно-государственного партнерства с учетом проработки вопроса о размерах и необходимости создания выставочных комплексов с обоснованием их целевого использования;
- разработать рекомендации по созданию выставочных площадей для продвижения инновационных проектов на территории особых экономических зон и технопарков;
- подготовить предложения по стимулированию выставок по приоритетным для развития российской экономики направлениям, уделив особое внимание предприятиям малого и среднего бизнеса;
- подготовить предложения по системе объективной оценки эффективности выставок с частичным бюджетным финансированием;
- развивать и укреплять сотрудничество, уделяя особое внимание организации планомерного российского участия в международных специализированных выставках в государствах СНГ;
- проработать вопрос о создании национальной маркетинговой организации с официальным статусом представительства России на международном рынке – российское Конгрессное бюро. Рекомендовать Конгрессному бюро проанализировать состояние конгрессной материально-технической базы и разработать технические требования к строительству и техническому оснащению новых конгрессных центров;
- проводить регулярные совместные совещания с профессиональными ассоциациями товаропроизводителей по рассмотрению текущих и перспективных вопросов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и принятию согласованных решений;
- продолжить работу совместно с Федеральной таможенной службой по улучшению оформления выставочных грузов, разъяснению целесообразности присоединения стран СНГ к международным конвенциям АТА, дополнительному упрощению таможенных формальностей в отношении товаров, предназначенных для демонстрации и использования на выставочных и подобных мероприятиях при перемещении выставочных грузов через таможенную границу Таможенного союза;
- отметить, что акты недобросовестной конкуренции, связанные с незаконным использованием интеллектуальной собственности, являются не только нарушением антимонопольного законодательства, но и административным правонарушением;
- подготовить предложения по включению в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов категорию должности специалиста в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
- наряду с работой по повышению квалификации сотрудников выставочных компаний подготовить предложения по созданию в области средне-специального и высшего образования Российской Федерации системы подготовки специалистов по организации выставочно-конгрессных мероприятий и обучение практическим навыкам продвижения товаров и услуг на внутренний и внешние рынки;
- изучать зарубежный опыт по развитию выставочной науки и внедрению инновационных технологий в выставочную индустрию, системы подготовки кадров, материально-технической базы и промышленности по производству выставочного оборудования;
- усилить методическую работу по вопросам оценки эффективности и мониторингу выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, опираясь на официальные статистические отчетные данные предприятий и организаций. Разработать методику оценки экономической эффективности выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности для организаций-участников, устроителей, бюджетов всех уровней. Подготовить предложения по определению бюджетной эффективности выставочных мероприятий, в том числе проводимых с государственной поддержкой;
- подготовить предложения по структуризации информации касательно выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых в России и за рубежом и интеграции баз данных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий ТПП РФ с базами данных федеральных органов исполнительной власти, территориальных торгово-промышленных палат.
- Операторам выставок рекомендовать
- настойчивее работать с региональными администрациями, торгово-промышленными палатами, профессиональными ассоциациями товаропроизводителей, способствуя включению мероприятий по компенсации выставочных расходов в региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса;
- шире использовать информационный канал, для связи с клиентами в межвыставочный период используя веб-технологии и медиа-инструмент.
- Товаропроизводителям и предпринимателям рекомендовать шире использовать
- сеть обмена деловой информации системы ТПП России;
- электронный каталог производителей товаров и услуг, имеющий возможность поиска по видам деятельности, названию и географическому признаку «Виртуальные выставки ТПП России.
- Провести Пятую Всероссийскую Конференцию по выставочно-ярмарочной деятельности в IV квартале 2014 года.
ЦВК Экспоцентр, Центр по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ