В Центре международной торговли в рамках Национального конгресса «Модернизация экономики России: Приоритеты развития» состоялось заседание секции на тему: «Государственная ценовая политика и конкурентоспособность российского предпринимательства». Руководил работой секции вице-президент ТПП РФ Александр Захаров.
Александр Захаров отметил, что тема секции была выбрана с учетом ее важности и актуальности. Анализ сложившейся ситуации с ценами в России показывает, что действующие в стране цены и тарифы и отдельные элементы их регулирования, содержащиеся в законодательных актах, относящихся в основном к деятельности естественных монополий отдельных отраслей экономики, не только не способствуют гармоничному развитию экономики страны, но создают серьезные проблемы для ее воспроизводства в целом ряде ее сегментов.
Вадим Свирчевский, доцент кафедры экономики и организации производства РЭУ имени Г. В. Плеханова, подчеркнул, что можно говорить о том, что борьба с инфляцией, поддержание конкурентной рыночной среды, борьба с монополизмом являются необходимыми действиями органов власти, обеспечивающими предсказуемость рыночной среды и, соответственно, возможность для предпринимательского сектора реализовывать долговременные стратегии развития. Сегодня, отметил он, государство стоит перед дилеммой - с одной стороны, оно обязано создать условия для предпринимательского сообщества, обеспечивающие активность рыночных агентов и не подавляющих их инициативу, с другой - не дать этим инициативам негативно влиять на социальную стабильность в обществе.
Михаил Гельвановский, генеральный директор Национального института развития РАН заметил, что за последние 20 лет в стране сложилась псевдорыночная система хозяйства с преобладанием специфических форм ценообразования. Это: практически не ориентированные на внутренний рынок цены экспортеров энергоносителей и сырья; администрируемые цены; наконец, псевдорыночные цены, не являющиеся результатом конкурентной борьбы, поскольку каналы сбыта перекрываются различного рода посредниками, деятельность которых часто носит паразитический характер.
При этом системное законодательство о ценах в стране отсутствует. Регламентация ценообразования на отдельные виды продукции и услуг носит фрагментарный и часто противоречивый характер, размещено в различных законодательных актах, часто между собой не связанных. Действующие законы и подзаконные акты слабо ограничивают аппетиты монополистических фирм, что приводит к значительным и несправедливым перераспределениям средств между субъектами рынка. В результате сложившиеся пропорции цен порождают экономические диспропорции, что ведет к системному разрушению национальной экономики. Положение серьезно усугубляется укоренившейся в системе государственного управления коррупцией, несовершенством законодательства и некомпетентностью управленческих кадров. Поэтому ценообразование в стране нуждается в системном реформировании, в основе которого должна лежать соответствующая государственная концепция, вытекающая из общей стратегии социально-экономического развития страны. Однако этому должна предшествовать серьезная аналитическая работа по выявлению и количественной оценке сложившихся диспропорций и определению методов и сроков их устранения.
Для этого в стране должна быть создана адекватная законодательная база, система органов регулирования цен и ценообразования с соответствующими полномочиями, аналитической, информационной и научной базой, а также механизмами согласования спорных вопросов между субъектами рынка в режиме регулярной работы. Специально для более эффективного взаимодействия рыночных контрагентов должна быть создана система ценовой информации, на основе которой покупатели и продавцы товаров могли бы принимать адекватные решения относительной цен на свою продукцию и услуги.
Вся работа по реализации концепции государственной ценовой политики должна выполняться в рамках разработанной для этих целей Федеральной программы, рассчитанной не несколько лет с последующим выведением системы формирования и согласования цен на работу в автономном режиме без активного участия государства, подчеркнул Михаил Гальвановский.
Заведующий лабораторией цен и экономической информации ОАО «ВНИИ НП» Борис Давыдов, председатель подкомитета по моторному топливу Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Наталья Шуляр, председатель подкомитета по энергосбережению, энергоэффективности и тарифной политики Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии ТЭК Георгий Кутовой остановились на вопросах ценообразования в топливно-энергетическом комплексе. Было высказано мнение о необоснованном росте цен для потребителей на нефтепродукты и необходимости введения государственного регулирований цен в этом секторе экономики.
В принятой по итогам обсуждения резолюции в частности говорится, что для ТПП РФ проблема формирования государственной политики в области цен и тарифов является одной из приоритетных. Участники заседания отмечают, что на пути построения сильной экономики необходимо не только парировать глобальные угрозы, возникающие в результате надвигающейся новой волны глобального кризиса, но и не менее важно преодолеть структурную несбалансированность экономики, усиливающую зависимость темпов экономического роста от внешнеэкономической конъюнктуры. Особое беспокойство членских организаций ТПП РФ вызывало несовершенство рыночных институтов. В стране нет единых правил формирования цен, что нарушает единство рыночного пространства, приводит к неэквивалентному обмену между отраслями. Завышенность цен на энергоносители и регулярное повышение цен на товары и услуги естественных монополий снижает конкурентоспособность предприятий обрабатывающих отраслей промышленности. Анализ положения в области ценообразования, выполненный по заказу ТПП РФ показал, что диспропорции в ценах, обусловленные разными условиями формирования цен, выступают непреодолимым препятствием диверсификации экономики, говорится в резолюции.
ТПП-Информ, А. Городнов