Встреча представителей деловых кругов транспортного комплекса с директором Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России

Главная

Встреча представителей деловых кругов транспортного комплекса с директором Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России

идиума Союза транспортников России (СТР) состоялась встреча представителей деловых кругов транспортного комплекса с директором Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Ю. Медведковым по обсуждению условий, затрагивающих транспортный сектор, при вступлении России в ВТО. 29 марта по инициативе Президиума Союза транспортников России (СТР) состоялась встреча представителей деловых кругов транспортного комплекса с директором Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Ю. Медведковым по обсуждению условий, затрагивающих транспортный сектор, при вступлении России в ВТО.

На встрече присутствовали члены СТР, Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, руководил встречей председатель Комитета, президент Союза транспортников В. Б. Ефимов.

Он сказал, что вопрос вступления России в ВТО «решен на политическом уровне и вздыхать по этому поводу или аплодировать, смысла нет». Теперь основная задача – защитить интересы отечественного бизнеса.

По просьбе транспортников М. Ю. Медведков проинформировал собравшихся по общим вопросам переговорного процесса, затрагивающего все отрасли экономики, а также и по конкретным проблемам, касающимся транспортной сферы.

Он сказал, что переговоры по услугам, в том числе и транспортным, завершены и можно говорить о результатах. Незавершенности остались в части переговорного процесса по обязательствам России и, по словам М.Ю. Медведкова, там есть ряд проблем.

Он сообщил собравшимся, что достигнуты договоренности по вопросам таможенного оформления, признано, что новый Таможенный кодекс России соответствует нормам ВТО.

«Наших партнеров волновало, как таможенные службы применяют на практике некоторые требования закона, такие как таможенная оценка и таможенное оформление. Их озабоченность мы постарались снять. Таможенная служба после присоединения к ВТО будет работать более предсказуемо и понятным образом» - сказал М. Ю. Медведков.

Второй темой, о которой проинформировал членов Комитета М. Ю. Медведков , была тема энергоносителей.«Позиция России в переговорах на эту тему была изначально такова, что не предполагала никаких обязательств по поводу регулирования цен на энергоносители. И эта позиция нами защищена. Единственное обязательство таково: Россия должна обеспечить прибыльность работы российских производителей при продаже товара на внутреннем рынке»,- сказал М. Ю. Медведков.

По словам М. Ю. Медведкова, ОАО «Газпром» уже получает прибыль от работы на внутреннем рынке с конца 2003 года. К изменению цен это обязательство не приведет, и у Правительства есть возможность, как повышать эти цены в случае необходимости, так и понижать. В отношении нефти, нефтепродуктов и электроэнергии Россия не взяла на себя никаких обязательств.

М. Ю. Медведков пояснил, что по вопросам, связанным с железнодорожными тарифами, переговоры еще не завершены. Общее требование ВТО относится к гармонизации тарифов на внутренние перевозки и через сухопутные участки границы. Сейчас существует разница в 2-2,5 раза, и мы берем обязательство уравнять тарифы в течение трех лет.

Россия сохраняет возможность предоставления субсидий поставщикам услуг и возможности для этого не ограничены ничем.Россия не присоединяется к соглашению «О госзакупках». Закупки за счет бюджета товаров и услуг могут производиться только у российских поставщиков. В основе этого соглашения лежит принцип взаимности. Ни одна из стран, за исключением Белоруссии, нам такой взаимности не предоставила.

Есть требования уравнять тарифы на внутренние и внешние перевозки. Это неприемлемо, и в этой части требования ВТО не распространяются.

М. Ю. Медведков отметил, что условия присоединения России к ВТО далеко не либеральные. По морскому транспорту объем обязательств эквивалентен тому, что у же выполнялся по действующим соглашениям о морских перевозках. По условиям наших обязательств мы не открываем доступ к каботажным перевозкам. Все они могут осуществляться только под российским флагом. Для нас меняется лишь то, что мы сможем использовать обязательства других членов ВТО при обеспечении интересов российских судовладельцев в их работах на внешних рынках.

Мы не берем никаких дополнительных обязательств, которые касались бы наших внутренних автомобильных и водных путей. Доступ на свой рынок международных перевозчиков регулируется, по-прежнему, на основе соглашений. Мы можем самостоятельно увеличивать этот доступ или уменьшать. Наши обязательства позволяют нам не допускать иностранцев к каботажным перевозкам на транспорте, кроме случаев регистрации компании в качестве юридического лица на территории России и с российскими номерами.

Очень важно, что достигнуты соглашения о том, что по всем видам транспорта остаются функционирующими межгосударственные двух- или многосторонние соглашения.

М. Ю. Медведков считает, что переговоры могут быть завершены к концу года. «Чем быстрее стана богатеет, тем жестче к ней требования, задержка может обернуться новыми претензиями» - сказал, завершая выступление, М. Ю. Медведков.

Он уверен, что транспортная отрасль, а именно перевозчики, от вступления в ВТО только выиграют. Ведь по оценкам Минэкономразвития в течение первых трех-пяти лет после вступления, торговый оборот России будет возрастать примерно на один миллиард в год. А товары нужно кому-то перевозить.

М.Ю. Медведков ответил также на многочисленные вопросы участников встречи.

Транспортники удовлетворены тем, что большинство проблем, которые были сформулированы ими, как необходимое условие при вступлении России в ВТО, решены положительно.

Одна из проблем, которая так и осталась нерешенной, связана с защитой такого вида услуг, как переработка грузов. Сейчас доступ на этот рынок открыт как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.

Участники встречи говорили о том, что нужно использовать вступление в ВТО для расширения своего влияния на рынках мира, для повышения конкурентоспособности, а не только для самозащиты, нужно в полной мере пользоваться опытом стран ВТО по этим проблемам.

По предложению советника Президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков А. А. Суворова и при поддержке В. Б. Ефимова, было принято решение о создании совместной с Минэкономразвития и торговли РФ рабочей группы для выработки инструментария и комплекса мер, используемых действующими членами ВТО по защите национальных рынков и расширения рынков российских перевозчиков в третьих странах. Положено начало работам по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы с мировыми аналогами.

Центр общественных связей и информации ТПП РФ, С.Попова