нной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и президиума Межрегиональной (Российской) лицензионной палаты на тему: «О приоритетных мерах государственной политики по устранению необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в части реформирования системы государственного контроля (надзора)». 7 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и президиума Межрегиональной (Российской) лицензионной палаты на тему: «О приоритетных мерах государственной политики по устранению необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в части реформирования системы государственного контроля (надзора)». Вела заседание Председатель Комитета Н.Е.Фонарева.
Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности В.Я.Заводнов в своем выступлении отметил, что в реализации Федерального закона от 8 августа 2001 года №134 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» достигнуты определенные положительные результаты.
Среди важнейших принципов защиты предпринимателей, заложенных в Законе:
- презумпция добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя;
- открытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
- установлен порядок и периодичность проведения мероприятий по контролю, введены понятия плановых и внеплановых мероприятий по контролю, установлен перечень оснований для проведения внеплановых мероприятий по контролю;
- ограничено проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации).
Вместе с тем, по мнению В.Я.Заводнова, данное направление политики дебюрократизации все еще сдерживается не решаемыми вопросами, как на федеральном уровне, так и в регионах. Негативное влияние оказывают такие факторы как:
- отсутствие перечня видов контроля, на которые распространяется данный Закон;
- незавершенность работы по приведению значительного количества законов («О пожарной безопасности», «О санитарно-гигиеническом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей» и др.) в соответствие с Федеральным законом № 134ФЗ от 8 августа 2001 года.
Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности напомнил, что в своем обращении к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин особое внимание обратил на необходимость выработки действенных механизмов общественного контроля за деятельностью государства, без чего невозможно эффективное управление процессами развития социальной сферы, невозможно формирование сильной экономики, невозможно свободное развитие предпринимательства.
В настоящее время в России большинство функций, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, осуществляется государством. Вместе с тем, практика показывает, что монопольное государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности не в состоянии обеспечить ее эффективность.
В связи с этим, полагает В.Я.Заводнов, эффективным способом решения указанных выше задач может стать поэтапное внедрение механизмов саморегулирования в экономической сфере. При одновременном постепенном упразднении избыточных функций государства должны развиваться механизмы саморегулирования.
Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Н.Е.Фонарева отметила, что Федеральный закон «О техническом регулировании» в целом прогрессивный, но его нельзя признать совершенным. Бизнес-сообщество всё чаще начинает высказывать критические замечания в адрес некоторых разработчиков о наличии неоправданных административных барьеров в проектах регламентов.
По мнению Н.Н.Фонаревой, необходимо узаконить принцип недопущения параллелизма в деятельности контрольно-надзорных органов. Кроме того, надо обратить внимание на то, что в ряде случаев вводятся вместо конкретных требований по безопасности продукции и процессов нормы, позволяющие представителям контрольно-надзорных органов судить о безопасности объекта технического регулирования на основе собственных субъективных представлений и оценок.
Председатель Комитета ТПП РФ полагает, что для преодоления этих проблем, необходимы определённые законодательные дополнения в Федеральном законе «О техническом регулировании».
С сообщением на тему: «Административные барьеры при проведении проверок: итоги исследований» выступил Генеральный директор АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» О.М.Шестоперов.
О сокращении административных барьеров путем совершенствования форм и процедур оценки соответствия в рамках реализации реформ технического регулирования рассказал директор по проектам Национального института системных исследований проблем предпринимательства С.В.Мигин.
Участники заседания приняли решение подготовить законодательные поправки к Федеральному закону «О техническом регулировании.
Центр общественных связей и информации ТПП РФ, Соломатина Т.
Материалы совместного заседания:
Административные барьеры при проведении проверок: итоги последних обследований.
Шестоперов О.М., ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Сокращение административных барьеров путем совершенствования форм и процедур оценки соответствия в рамках реализации реформы технического регулирования
Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства