Выставки – один из главных приоритетов ТПП России

Главная

Выставки – один из главных приоритетов ТПП России

   Торгово-промышленной палате Российской Федерации исполнилось 25 лет. За четверть века пройден большой путь, сделано очень многое. Роль Палаты в развитии и становлении новой российской экономики трудно переоценить. И все эти годы одним из ключевых приоритетов ее работы была выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность.
Как дела обстоят сегодня – в интервью Вице-президента ТПП России Владимира Александровича Дмитриева

   В конце этого года Торгово-промышленная палата России отмечает свое 25-летие. Развитие выставочной и конгрессной деятельности всегда было в центре внимания ТПП России. Какие основные достижения в работе необходимо выделить и как вы оцениваете перспективы?

   Вы правы, все эти годы Палата уделяла большое внимание выставочно-конгрессной деятельности. Напомню, что по инициативе Палаты была разработана и в 2014 г. принята Правительством Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Дело в том, что на протяжении последних двух десятилетий не было единого государственного подхода к этой деятельности. При том, что по экспертным оценкам оборот выставочной отрасли России составляет сегодня более 800 миллионов долларов. Это существенный сегмент рынка.
   Палата целенаправленно оказывала всестороннюю поддержку развитию выставочной материально-технической базы в регионах. Можно вспомнить, что за последние пятнадцать лет количество выставочных комплексов в России увеличилось с 10 до 51. Создан ряд выставочно-конгрессных центров с участием территориальных ТПП: «Белэкспоцентр» (Белгородская ТПП); «Мордовэкспоцентр» (ТПП Республики Мордовия); «Вятка-Экспо» (Вятская ТПП); «Коми-Экспо» (ТПП Республики Коми); «ЦМТ-Краснодар» (Краснодарская ТПП) и др.
   Этот вопрос традиционно рассматривается на выездных заседаниях Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В последнее время они состоялись в Вологде, Санкт-Петербурге, Симферополе и других городах.
   Но здесь еще очень много надо сделать. Не стоит забывать, что на Россию приходится всего 2 процента суммарной площади выставочных центров мира, что крайне мало с учетом масштабов нашей страны. Для США этот показатель достигает 20 процентов, Китая – 15, Германии – 10. Основная же часть выставочных павильонов в России не соответствует мировым стандартам по качеству и оснащенности. В стране единицы площадок, где можно проводить выставки международного уровня.
   Палата активно участвовала в подготовке последних всемирных выставок ЭКСПО: в г. Аичи (Япония, 2005 г.); в г. Сарагосе (Испания, 2008 г.); в г. Есу (Республика Корея, 2012 г.); в г. Шанхае (Китай, 2010 г.); в г. Милане (Италия, 2015 г.). Под руководством Генерального комиссара российской экспозиции – Вице-президента ТПП РФ В.П. Страшко впервые в новейшей истории занимались вопросами организации крупномасштабного российского павильона на шанхайской ЭКСПО.
   Хорошо зарекомендовала себя система информационной и организационной поддержки ТПП России выставок по приоритетным направлениям экономики. За последние 15 лет оказана поддержка более 2000 выставок.

Палата постоянно и самым активным образом занимается вопросами развития выставочной материальной базы, профессионального образования, другими проблемами этого сектора рынка. Что нового можно отметить в работе, которую ТПП РФ проводит в сотрудничестве с членами выставочного сообщества на этом направлении с начала 2016 года?

   Выставочная деятельность остается по-прежнему весьма востребованным и эффективным механизмом экономического развития. Такое отношение к выставкам сложилось во многих странах мира. Неспроста в этом году по инициативе UFI 8 июня было объявлено Всемирным днем выставок.
   Вы знаете, выставочная индустрия очень чутко реагирует на тенденции общеэкономического развития. И первые признаки стабилизации в экономике проявились в том, что в I полугодии текущего года снизились темпы падения основных показателей выставочного рынка по сравнению с 2015 годом. А по числу отечественных участников и посетителей наблюдается даже
небольшой рост.
   Важно заметить, что даже в сложных экономических условиях благодаря поиску и внедрению новых форм и методов работы можно добиться положительных результатов. Выросли агропромышленные выставки АО «Экспоцентр» (Москва), ООО «Башкирская выставочная компания» (Уфа), АО «Казанская ярмарка» (Казань), АО «Сибэкспоцентр» (Иркутск), ПАО «Агентство развития и инвестиций Омской области» (Омск), ООО «Пермская ярмарка» (Пермь). Развивается строительная выставка ООО «Евроэкспо» (Москва), некоторый рост показали выставки медицинской тематики ООО «ВЦ «Удмуртия» (Ижевск), Белгородской ТПП (Белгород), ООО «Экспо-Волга» (Самара) и некоторые другие.
   Важным событием этого года стала VI Всероссийская конференция «Эффективность выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и продвижение отечественных товаров и услуг на внутренние и внешние рынки», состоявшаяся 6 июня в «Экспоцентре». Серьезному, а порой и критическому, анализу были подвергнуты многие направления работы. В числе тех факторов, которые позволяют добиться успеха в реализации выставочных проектов, назывались поиск новых тематик, ориентированных на решение проблем развития перспективных отраслей, взаимодействие с региональными структурами, оказывающими поддержку участникам выставочно-конгрессных мероприятий, активная работа с отраслевыми ассоциациями, развитие и совершенствование материально-технической базы, квалификация специалистов, занимающихся подготовкой выставок, привлечение новых зарубежных партнеров и ряд других. Это представляется оправданным.
   Кроме того, Торгово-промышленная палата, постоянно работая над повышением эффективности механизма выставок, внедрила в практику еще один важный, как показали первые результаты, элемент.
   Вот о чем идет речь. В прошлом году Правительством было утверждено двадцать отраслевых планов импортозамещения. Был принят федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», созданы «Фонд развития промышленности» и «Российский экспортный центр». Эти и другие механизмы направлены на техническое перевооружение промышленности, создание конкурентоспособных производств, поддержку экспортно-ориентированных предприятий. Но одна из главных проблем на сегодня – это отсутствие знаний у компаний о возможностях и инструментах госинститутов развития, которые могли бы оказать существенную помощь отечественному бизнесу. Поэтому ТПП России совместно с АО «Экспоцентр», ПАО «ЦМТ» и АО «Российский экспортный центр» в рамках недавно подписанного плана взаимодействия на 2016 - 2017 гг. приступили к реализации программы проведения деловых сессий для участников ведущих отраслевых выставок. Их цель – помочь бизнесу разобраться в вопросах взаимодействия с государственными структурами и институтами развития, призванными помогать отечественным товаропроизводителям, ориентированным на экспорт. Такие сессии уже проведены в рамках крупнейших отраслевых выставок этого года «Химия», «Лесдревмаш», «Текстильлегпром». В ближайшее время планируем встретиться со специалистами мебельного производства и другими.
   В рамках упомянутого 4-х стороннего плана взаимодействия предстоит большая информационно-аналитическая, проектная работа, организация и проведение совместных мероприятий, сотрудничество в сфере образования, поддержка регионального экспортно-ориентированного бизнеса.

   Как решаются задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения отрасли? Какое участие принимает в этой работе Торгово-промышленная палата?

   Действительно в повестке дня по-прежнему вопрос совершенствования нормативной базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Не случайно наряду с другими он был вынесен на обсуждение одной из сессий VII съезда ТПП РФ. По итогам съезда Президентом Российской Федерации было дано поручение принять меры, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации.
   Вы знаете, представители делового и выставочного сообщества не раз подтверждали необходимость принятия федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», который четко определил бы отношение государства к этому виду деятельности.
   В итоговом документе парламентских слушаний на тему «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки», прошедших в 2014 г. в Совете Федерации ФС РФ под председательством В.И. Матвиенко, Минпромторгу России было рекомендовано разработать проект федерального закона.
   ТПП РФ совместно с Российским союзом выставок и ярмарок осуществила сбор предложений по содержательному наполнению законопроекта со стороны региональных органов исполнительной власти, территориальных ТПП, отраслевых объединений предпринимателей, выставочного сообщества. Были получены предложения от порядка 500 организаций и компаний. Предложения были обобщены и сформированы в виде основных положений концепции федерального закона и направлены в Минпромторг России.
   В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и исходя из того мнения, которым мы располагаем, что принятие закона очевидно, был разработан его проект, который в августе 2016 г. направлен в Правительство РФ.
   Скажу откровенно, есть разные мнения на этот счет в органах исполнительной власти. Думаю, было бы правильно, чтобы вопрос скорейшего принятия закона «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» рассматривался не только в Минпромторге России, но и был перенесен на площадку новой Думы.

 Желаю успехов в столь интересном и нужном деле. И, конечно же, здоровья и благополучия!



Вел беседу
Андрей Максимов