С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года бизнес может быть освобожден от плановых проверок.
Новый режим распространяется не на все предприятия: от проверок не будут освобождены субъекты бизнеса, занятые, например, в социальной сфере (медицинские, образовательные, санаторно-курортные услуги), работающие в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности.
Также мораторий не распространяется на лиц, которые в течение трех лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности.
На этапе подготовки законопроекта ТПП РФ высказывала позицию бизнеса о распространении «надзорных каникул» на всех субъектов малого предпринимательства независимо от видов деятельности. Такой подход мог бы быть воспринят при сбалансированном использовании механизмов внепланового контроля, института добровольного декларирования ответственности, иных инструментов риск-ориентированного подхода.
Вместе с тем, согласно нововведениям, применение норм риск-ориентированного подхода возможно только с 1 января 2018 года, институт добровольного декларирования ответственности не применятся, к практике проведения внеплановых проверок – много вопросов (они должны быть решены с принятием нового закона о государственном контроле). В этих условиях для обеспечения баланса соблюдения интересов бизнеса с точки зрения административной нагрузки и защиты жизни и здоровья граждан исключение «высокорисковых» бизнесов из сферы действия «надзорных каникул» представляется обоснованным.
«Надзорные каникулы», как и выведенное на законодательный уровень понятие «риск-ориентированного подхода», закрепление сроков начала его применения – это элементы большой работы по совершенствованию регулирования в сфере контрольно-надзорной деятельности. Следует учитывать положительный опыт отдельных регионов и ведомств в части пилотного внедрения новых бизнес-ориентированных моделей контроля (речь, например, об Ульяновской и Тюменской областях, об МЧС). Однако, это отдельные примеры. Необходимо настроить все без исключения органы власти и регионы на внедрение новых моделей и положительных практик. Важная роль в этом процессе отводится будущему закону в этой сфере.
ТПП РФ поддерживает базовые положения законопроекта, направленные на обеспечение открытости информации, введение института профилактических мероприятий, учет степени риска опасности деятельности при определении интенсивности проверок. При этом Палата настаивает на необходимости сохранения тех реально работающих механизмов, которые гарантируют бизнесу защиту от произвола. Важно, чтобы при реформировании законодательства эти инструменты не были утрачены, а бизнес в результате получил смягчение административной нагрузки, а не ее усиление.
Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко