Представители туротрасли уверены – да, но при определенных условиях.
Короткий туристический сезон в Алтайском крае – больная тема практически для всех представителей региональной туротрасли. Да и для туристов тоже. Ведь за короткое лето большинству предпринимателей нужно заработать почти на весь год вперед. А это неизменно отражается на стоимости туристических услуг. Туристское бизнес-сообщество просто не может снижать размер чека, чтобы не уйти в убыток. В итоге страдают все.
Бизнесмены повышают цены, туристы перестают отдыхать на Алтае, как следствие – предприниматели терпят финансовый крах. Получается замкнутый круг. Можно ли его преодолеть – обсудили на круглом столе «Алтайский край. Всесезонная туристская привлекательность».
Инициировала встречу представителей туротрасли и властных структур усадьба «Сокол» в с. Нижнекаянча Алтайского района, где она и состоялась.
Ставка на событийность
Игорь Кравченко, директор усадьбы «Сокол», признался, что несколько лет он вливал средства в туристический бизнес, оставаясь при этом в убытке.
«В этом году наше предприятие впервые стало рентабельным. Произошло это потому, что мы стали проводить мероприятия, которые можно отнести к событийному туризму», - сказал Игорь Кравченко.
Начинала база с профессиональных пленэров, но оказалось, что они интересны и рядовым туристам. Дальше – появились события из народного календаря, мастер-классы, праздники. Общение, внимание, созидание – вот на что необходимо делать ставку, поняли эксперты.
Елена Красулина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма, привела в пример опыт Грузии, откуда она недавно вернулась из путешествия.
«Наша группа приехала в кахетинское шато. Нам выделили два ряда на винограднике собирать урожай. Вы не представляете, как горели глаза у туристов! Известные успешные люди с удовольствием рвали виноград, таскали ведра, потом разминали ягоды ногами. На следующее утро под этими эмоциями мы столько вина с собой набрали! Очень важно, чтобы люди могли с собой еще что-то забрать на память», - рассказала Елена.
Любопытно, что подобный опыт уже пытались внедрить в Алтайском крае. Об этом рассказал Сергей Черепанов, и.о. главы администрации Алтайского района. Здесь также когда-то планировали вовлекать туристов в сбор винограда, но теплолюбивая ягода замерзла, а инициативу по сути высмеяли.
«Дорогу осилит идущий. Нужно пробовать, не опускать руки, несмотря ни на что», - сказал Сергей Черепанов.
Консолидация как путь к успеху
В качестве примера и.о. главы района привел опыт развлекательного комплекса Altai Palace, у которого в этом году неожиданно «выстрелили» концерты, как способ привлечения туристов. Кстати, заметил руководитель района, от этих концертов выигрывает не только развлекательный комплекс, но и близлежащие базы, в которых останавливаются туристы после представлений.
Вообще тема того, что туристическим предприятиям сегодня необходимо работать вместе, проходила на круглом столе красной нитью. Мнения экспертов сходились в одном: сегодня представители туротрасли не могут работать разобщенно, по одному. Ведь если поедут на праздник к одним, обязательно заглянут по дороге и к другим, уже за другими услугами. Или остановятся на ночь. Событийный туризм – сам по себе, конечно, привлекателен для туристов, но эта событийность должна быть системной и регулярной.
Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты, заметил, что туроператорам тоже нужно эффективно строить свой бизнес. А для этого у них должен быть четкий календарь туристических событий из разных источников, а не от одной базы. Денис Ивлев, начальник отдела по развитию туризма краевого управления по туризму, при этом отметил, что попасть в «Событийный календарь Алтайского края» на самом деле не сложно.
«Мы открыты для общения. Я рекомендую обращаться через районы, поскольку турбаз в Алтайском крае много. Но можно и напрямую», - сказал он.
О проблемах
Конечно, не обошлось и без острых вопросов. Кристина Гагулина, директор «Царской псовой охоты», рассказала, что развитию ее туристического бизнеса мешает такая банальная проблема, как плохие дороги. Туроператоры в прошлом году отказывались продавать на мероприятия, посвященные охоте туры, ссылаясь на то, что автобусы не проедут. В итоге бизнес-леди даже пришлось сменить площадку: из Черновой переехать в Новотырышкино. И вот беда – в этом году дорогу размыло уже и на новом месте.
Игорь Кравченко среди наиболее злободневных проблем также отметил отсутствие в Алтайском районе газо- и водопровода, стабильного электричества и Интернета. Предприниматели подчеркнули, что без помощи властей здесь не обойтись. При этом практически все эксперты сошлись в одном мнении – начинать работу нужно с себя.
Мнение эксперта
Три шага на пути к успеху
Екатерина Оселедченко, директор PR-компании «Организатор», посоветовала представителям туристического бизнес-сообщества начать свой путь к процветанию с создания интересного для широкого круга потребителей инфоповода. Затем внести это событие в календарный план. Третьим важным шагом должно стать партнерство предпринимателей при поддержке администрации.
Кстати
Народное становится модным на Алтае
Туристы с удовольствием вовлекаются в этно-события.
«Этнотуризм, как вид недооценен в Алтайском крае, - считает Альбина Богочанова, старший научный сотрудник Государственного художественного музея Алтайского края, – но интерес при этом есть, и он очень живой».
Альбина уверена: стереотип, что народное – это скучное, давно канул в лету:
«На «Соколе» мы стали регулярно проводить праздники традиционной русской культуры. Вовлекаются абсолютно все. Даже йоги, которые приехали к нам на йога-туры, сидят вместе со всеми обрядовые куколки мастерят, потом домой их увозят. Проводили мы и капустные вечорки. Вначале туристы удивлялись. Спрашивали: мы что, капусту рубить будем? Я говорю – будем! В итоге капусту рубили все!»
Людям сегодня не хватает народного тепла, живого общения, коллективного труда, считают эксперты.
Мария Мерлушкина, директор музея народного быта «В гостях у бабушки» в Солонешенском районе, согласна, что этнокультура сегодня популярна, и на ней можно заработать. Но это не главное. Главное – это сохранение национальных традиций. По наблюдениям Марии, современные дети и подростки с трудом могут рассказать о русских традициях, народных костюмах, песнях и т. д. Увы, но сегодня их хранят по большей части только представители малых народностей.
«Мы обязательно устраиваем дегустацию традиционного русского иван-чая. Потом ребята приезжают в город и требуют у родителей именно наш народный чай, а не китайский. Этот важный компонент нужно использовать и в туризме, и в воспитании», - рассказала Мария.
Анна Адамайтес,
сайт «Комсомольская правда»