Медики Кубани обсудили проблемы закупок

Новости

Медики Кубани обсудили проблемы закупок

В Торгово-промышленной палате Краснодарского края прошел семинар-практикум, посвященный вопросам закупок медикаментов, медицинских изделий и расходных материалов. Лекарственные средства в числе ТОПа самых проблемных закупок по 44-ФЗ. Особые акценты были сделаны на требованиях к участникам таких закупок, на техническом задании. Спикер приводил примеры из арбитражной судебной практики, из писем федеральных органов исполнительной власти.

Мероприятие собрало специалистов по закупкам бюджетных медицинских учреждений со всего кубанского региона. В работе также приняли участие представители министерства здравоохранения и департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края.

С 2018 года вступили в силу новые обязательные требования к закупкам в сфере медицины. В первую очередь они касаются регулирования закупок лекарственных средств и медицинских изделий, формирования технического задания на закупку, взаимозаменяемости закупаемого медицинского оборудования и медикаментов.

Закупки в сфере медицины имеют колоссальную социальную значимость. От специалистов по закупкам, по сути, зависят эффективность работы лечебно-профилактических учреждений, качество оказываемой в них медицинской помощи, уровень организации льготного лекарственного обеспечения.

– Причина в особенности товара – предмета закупок. Ключевыми характеристиками лекарственных препаратов и медоборудования являются их качество, безопасность и эффективность. От того, насколько закупаемые препараты и техника соответствуют этим критериям, в конечном итоге зависит здоровье людей, – пояснил ведущий семинара Валерий Шигаев.

Электронный аукцион является основным способом приобретения лекарственных средств. Дело в том, что заказчики должны проводить закупки в форме электронного аукциона при наличии закупаемых товаров в перечне, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Лекарства как раз входят в этот перечень наряду с прочими позициями.

Участники семинара подробно остановились на распространенных ошибках, возникающих при закупке лекарственных средств. Первое – это указание торгового наименования в случае, когда это недопустимо. Действительно, существуют ситуации, когда 44-ФЗ позволяет закупать по торговым наименованиям, но такие случаи достаточно редки, а незаконное указание торгового наименования влечет за собой наложение ответственности и штрафы.

Второе – включение в состав общего лота лекарственных средств, требующих лицензии. За счет некорректного формирования лота значительно сокращается конкуренция. На уровне Правительства РФ принято решение, определяющее предельный размер лота при закупке лекарственных средств.

Далее, отсутствие в документации закупки требования о предоставлении подтверждающих документов. Речь в первую очередь идет о копии регистрационного удостоверения/лицензии. При этом в случае проведения запроса котировок документация не разрабатывается, и требовать в составе заявки подтверждающие документы заказчик не вправе.

Еще одной распространенной ошибкой является указание несуществующей формы лекарств. Это достаточно типичная проблема для специалистов, которые недостаточно хорошо ориентируются в предметной области.

В рамках мероприятия также обсуждались и конкретные вопросы, связанные с краевой спецификой, ведь трудности у заказчиков возникают на любом этапе закупки, можно допустить ошибку (осознанно или нет), за которую должностному лицу придется нести ответственность.

Если поставщик откажется снижать цену контракта, то заказчик обязан отказаться заключать с таким поставщиком контракт. В случае отказа заказчика от заключения контракта заказчик не позднее одного рабочего дня составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт, рассказал спикер.

В частности, на семинаре обсудили, как правильно проводить закупку оригинальных препаратов и их заменителей. Безусловно, большое значение имеет фактор цены, особенно если речь идет о государственных закупках. Оригинальные препараты в большинстве случаев дороже, чем дженерики (зачастую в несколько раз), что связано с высокими расходами производителя-инноватора на разработку нового лекарственного препарата. В свою очередь, ограниченность бюджетных средств вынуждает лечебные учреждения рассматривать возможность закупки более дешевых препаратов. Кстати, такая тенденция характерна не только для России, но и для развитых государств, в том числе и США. Во многих случаях это действенный способ сэкономить бюджетные средства без ущерба для качества лечения пациентов.

Тем не менее, рассуждая об эффективном использовании бюджетных средств, следует в первую очередь иметь в виду медицинский аспект проблемы: основной целью заказчиков должно быть качественное лекарственное обеспечение населения и надлежащее лечение пациентов, а не экономия.

ТПП Краснодарского края

 

Фотогалерея