16 мая 2018 года на базе Бийского бизнес-инкубатора прошёл семинар, организованный Алтайской торгово-промышленной палатой, на тему «Профилактика незаконного ограничения конкуренции в госзакупках».
В рамках семинара начальник отдела оценки и экспертизы Департамента экономического развития Алтайской ТПП Оксана Царькова и член Комитета АлтТПП по образованию и управлению человеческими ресурсами, президент АРОО «Краевой союз контрактных управляющих» Андрей Ткаченко рассказали участникам о правилах описания объектов закупки, признаках незаконного ограничения конкуренции в госзакупках, а также о необходимости подтверждения российского происхождения товаров при их поставках в рамках госзаказа.
Деятельность Алтайской торгово-промышленной палаты является тем инструментом, который позволяет эффективно и объективно контролировать соответствие поставляемых/получаемых товаров в рамках государственных закупок на территории Алтайского края и Республики Алтай требованиям законодательства Российской Федерации. С целью содействия поддержки и развитию российских предприятий-производителей товаров, упрощения осуществления эффективного и объективного контроля соответствия получаемых товаров в рамках государственных закупок для организаций - государственных заказчиков на территории Алтайского края и Республики Алтай требованиям законодательства Российской Федерации, а также чтобы помочь предприятиям и организациям использовать данный инструментарий для развития своего экономического благосостояния, Алтайская торгово-промышленная палата в соответствии с законодательством Российской Федерации ведет активную работу по выдаче сертификатов происхождения товаров формы СТ-1 в рамках обеспечения государственных и муниципальных нужд всем заинтересованным предприятиям, ведет разъяснительную работу с рекомендациями для организаций – государственных заказчиков включать в требования обязательное предоставление в составе заявок на участие в аукционах документального подтверждения страны происхождения товаров в виде сертификата страны происхождения товара формы СТ-1/акта экспертизы; разъяснительную работу с организациями и предприятиями-поставщиками товаров – участниками аукционов в рамках государственных и муниципальных закупок о преимуществах подтверждения страны происхождения поставляемых товаров, которое обеспечивает однозначное соответствие поставляемых товаров требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме этого, значимая стадия процесса выполнения государственного заказа – это контроль и приемка предоставляемых услуг и готовой продукции по государственным контрактам. В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ «Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги». Результаты экспертизы оформляются в виде заключения соответствия/не соответствия поступившей партии товара (оказанной услуги) условиям договора (контракта) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товара, соответствия конкурсной документации и др. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Если же по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, заказчиком может быть принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В ходе семинара Андрей Ткаченко на практических примерах ознакомил участников с принципами корректного описания объекта закупки, а также приёмами, которые применяют заказчики для ограничения конкуренции в закупках. Были рассмотрены вопросы о законности применения заказчиками самых разных "ловушек": от запроса несуществующих товаров (работ, услуг) до предъявления требований, которые напрямую не влияют на эксплуатационные свойства товара. Простые практические примеры позволили слушателям изучить возможные способы снижения коррупционных рисков при проведении конкурентных торгово-закупочных процедур.
Алтайская ТПП