Выездное заседание машиностроительного комитета ЯрТПП прошло 18 октября в Рыбинске на ПАО «ОДК-Сатурн». Руководители почти 30 предприятий региона приняли участие в его работе. Во время экскурсии по заводу они познакомились с процессом производства и сборки авиадвигателей, а затем обсудили с руководящим составом крупнейшего двигателестроительного предприятия области возможности работы по кооперации и другие направления взаимодействия.
Машиностроители посетили цех механической обработки сопловых и рабочих лопаток турбины, новый цех для высокоточного литья, участок электромеханической обработки лопаток, сборочный цех, где собирают новые двигатели SаM146 для ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100.
По международной кооперации с французской компанией Safran Aircraf Engines в соотношении 50/50 предприятие производит комплектующие и осуществляет сборку авиационного двигателя SаM146. В год на заводе собирается порядка 70-80 двигателей. С 2011-го года, когда двигатель запустили в серийную эксплуатацию выпущено более 350-ти единиц. Саму программу ждет расширение. Как рассказал заместитель директора по персоналу Юрий Паутов, двигатель SаM146 будет адаптирован для российского самолета Бе-200, который производят в Таганроге. Это многоцелевой самолёт-амфибия, предназначенный для тушения пожаров, оказания экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных, пассажирских и грузовых перевозок.
Еще одним перспективным направлением является изготовление комплектующих для современного турбореактивного двигателя LEAP, разработанного американскими и французскими специалистами в рамках ремоторизации двигателя CFM56, на котором летают Airbus и Boeing.
Более 40 лет на «Сатурне» производят серийный двигатель Д-30КУ/КП, и сегодня он остается востребованным и рентабельным. Большая часть их отправляется на экспорт. Двигатель эксплуатируется на Ил-76 и зарекомендовал себя как самый надежный двигатель России.
Деловую часть программы открыл вице-президент ЯрТПП Александр Федоров, отметив, что выездные заседания позволяют воочию увидеть производственные процессы и получить представление о конкретных предприятиях.
«Чуть меньше чем за два десятка лет на этой территории по существу был построен новый завод мирового уровня, – отметил в своем выступлении Заместитель генерального директора – Управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» Виктор Поляков. – Литейный цех, где вы побывали, откроется в следующем году, это будет один из лучших мировых центров жаропрочного лопаточного литья. И наши французские коллеги с нетерпением ждут, когда мы введем его в строй, чтобы размещать у нас заказы на изготовление лопаток для новейшего двигателя LEAP, на котором летает по существу вся мировая авиация».
Последние 6 лет объемы продаж на заводе увеличиваются в среднем на 13-17% ежегодно. «Если в прошлом году объем продаж был 32 млрд рублей, то в этом году мы планируем получить около 41 млрд рублей, – рассказал Виктор Поляков. – В 2019 году планка стоит в 50 млрд, уже сегодня на 80% эти цифры подтверждены твердыми контрактами».
Структура продаж примерно такова: 40% продукции отправляется на экспорт, 30% – гособоронзаказ, и 30% – прочие коммерческие заказы.
Заместитель директора производства по производственной кооперации Роман Шевантаев рассказал о типовых деталях, которые «Сатурн» вывел на аутсорсинг – это метизная продукция, корпусные детали, в том числе крупногабаритные, а также детали рам, капотов, газоводов, газоотводов и т.п.
«Объем вывода «на сторону» в этом году составит порядка 350-370 млн рублей. Это то, что мы называем «чистым аутсорсингом», не учитывая деталей, которые мы заказываем у единственных поставщиков, – подчеркнул он. – Сумма растет с каждым годом. Если в 2014 году было 15 млн рублей, то в 2019 году объем закупок «на стороне» мы планируем увеличить до 400 - 420 млн. Темпы роста будут зависеть от того, какие поставщики к нам придут. На начальном этапе мы работаем практически со всеми компаниями независимо от наличия разрешительных документов, лицензий, сертификатов и т.д. Если компания может выполнить заказ, исходя из требований нормативной документации, т.е. чертежей, либо технических условий, то мы готовы работать даже при отсутствии лицензий и сертификатов. Решение принимается после тестирования опытной партии деталей».
На «ОДК-Сатурн» сегодня созданы 6 центров производственных компетенций: «Лопатки компрессора», «Лопатки турбины», «Детали вращения», «Корпуса», «Камеры сгорания» и «Коробки приводов, агрегаты, детали обвязки, метизы, шестерни». «В шестом центре мы сосредоточили номенклатуру деталей, у которых есть потенциал вывода на аутсорсинг» – отметил директор по персоналу Дмитрий Барвинок.
Председатель Комитета по машиностроению Владимир Корытов выступил с инициативой создания сети высокотехнологичных узкоспециализированных малых предприятий. «Тема развития кооперации с малыми машиностроительными предприятиями, работающими в интересах крупных производителей, в т.ч. оборонного назначения, неоднократно обсуждалась на заседаниях нашего Комитета с участием представителей органов региональной власти, вузов. По итогам этих встреч мы предложили реализовать в области пилотный проект «Создание сети высокотехнологичных узкоспециализированных малых предприятий» под реальный объем потребностей в кооперации крупных предприятий. Цели проекта – значительное повышение производительности труда, сокращение сроков освоения и постановки на серийное производство новой продукции. Для реализации проекта необходимо объединение усилий и возможностей органов власти, ЯрТПП, Союза машиностроителей, вузов и промышленных предприятий путем заключения соглашений о сотрудничестве, делегирования ответственности, предусматривающей необходимые ресурсы. Мы предварительно договорились с руководителем Ярославского отделения Союза машиностроителей, Управляющим директором ПАО «ОДК-Сатурн» Виктором Поляковым о заключении первого такого соглашения с ЯрТПП и более активном участии специалистов «Сатурна» и вузов в формировании «портфеля заказов» по принципам специализации».
На заседании выступили директора малых предприятий, созданных на базе Рыбинского государственного авиационного технического университета им. П.А. Соловьева, – ООО «Литейщик» и ООО «Технолог». Сотрудниками предприятий по совместительству являются преподаватели, привлекаются к работе над заказами и студенты. К примеру, такое сотрудничество с вузом позволило Гаврилов-Ямскому машиностроительному заводу «Агат» изготавливать опытные образцы в более короткие сроки.
В завершении заседания перед членами комитета выступил и.о. президента ЯрТПП Павел Кузнецов. Он положительно оценил практику проведения комитетов на предприятиях: «Такие встречи позволяют многим «расти», и брать на вооружение лучшие практики». Рассказал о направлениях, над которыми необходимо работать совместно, это подготовка квалифицированных кадров, привлечение на производство молодежи. Остро для промышленности стоит проблема качества, чтобы работать с такими заказчиками как «Сатурн», нужно соответствовать высоким стандартам, и малым предприятиям нужно к этому стремиться.
На заседании также были выбраны делегаты на I съезд ЯрТПП, который состоится 20 ноября.
Ярославская ТПП