Предпринимательское сообщество активно обсуждает предложения по изменению закона «О торговле», в марте направленные группой депутатов Госдумы в Минсельхоз и Минпромторг. Поправки касаются, прежде всего, ответственности за ненадлежащее исполнение договора поставки и формирования цен. Президент Союза «ЦС ТПП» Рафаэль Шагеев представил позицию Центрально-Сибирской ТПП относительно предлагаемых изменений.
О запрете на включение в договор поставки условий об ответственности за нарушение или ненадлежащее исполнение обязательств без равной ответственности за аналогичные нарушения для другой
Такой запрет не решит проблем давления сетей на поставщиков. Мы убеждены, что такая мера не только не приведет к нормализации отношений сторон, но и дестабилизирует их. В случаях, где применялись штрафные санкции, в новых условиях сети просто будут расторгать договоры с поставщиками, навязывать свои условия работы. Могут возникнуть и нарушения периодичности поставок.
В целях улучшения условий для производителей лучше более подробно прописать ответственность торговых сетей, ужесточить правила оплаты поставленного товара. 90 дней – это не тот срок, который удобен поставщикам. Поставщикам удобно получать оплату в момент поставки, в крайнем случае – на протяжении 1-2 недель. Нам известны случаи, когда из-за постоянных отсрочек производители были вынуждены закупать сырье в кредит, в то время как торговые сети оттягивали момент оплаты поставленного товара с целью накопления денег на запуск новой торговой точки. Выходит, что сети развиваются за счет своих поставщиков, используя товар как кредитный инструмент.
О закреплении в договорах максимального размера розничных цен на продукты и запрета на их изменение более чем на 20% за определенное время
Названная мера безусловно актуальна для группы социально значимых товаров. Для этой группы, может быть, и 20% - много. Другой вопрос, что именно включить в перечень данных товаров. Однако, если говорить о товарах, не являющихся необходимыми, то здесь регулирование цен не уместно. Это противоречит и рыночной экономике, и здравому смыслу.
В то же время, имеет смысл предпринять попытки регламентировать условия поставки товаров для промо-кампаний. Как известно, большинство сетей, выставляя продукты на продажу по акции, не снижает свой собственный процент прибыли, издержки в этом случае ложатся на плечи поставщиков.
Об улучшении условий сбыта продукции
Как показывает практика, запреты – не продуктивный путь решения проблем. Необходимо создавать комфортные условия, а не обрубать то, что сложно регулировать. Проблемы ценообразования и согласования условий сотрудничества бизнес вполне способен решать методами саморегулирования.
Во многом, причина столь незавидного положения производителей продуктов в том, что у ритейла почти нет «естественных врагов». В некоторых населенных пунктах торговые сети – единственно возможный способ сбыть товар. В случае, если у поставщиков появится выбор – работать с ритейлом или реализовывать продукцию через мелкоформатную торговлю, – сети уже не смогут навязывать свои, невыгодные для производителей, условия, - от них просто разбегутся поставщики. Поэтому, на наш взгляд, крайне важно поддержать инициативу Минпромторга о нестационарной торговле.
Пресс-служба Союза «ЦС ТПП»