Вице-президент Союза «ЦС ТПП» Евгений Лужбин о позиции Верховного суда относительно практики рассмотрения дел судами по 223 ФЗ

Новости

Вице-президент Союза «ЦС ТПП» Евгений Лужбин о позиции Верховного суда относительно практики рассмотрения дел судами по 223 ФЗ

13 мая вице-президент Союза «ЦС ТПП» Евгений Лужбин выступил с докладом в рамках круглого стола «Организация корпоративной безопасности для предприятий промышленности Красноярского края», инициированного Союзом «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» и ЦКБ «Геофизика».

Выступление было посвящено основным требованиям антимонопольного законодательства к закупочным процедурам и содержало позицию Верховного суда на некоторые аспекты сложившейся правоприменительной практики ФАС.

В частности, Евгений Лужбин отметил, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Такие критерии как «профессионализм» и «положительная деловая репутация» имеют оценочный характер, однако соответствие им измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации – по опыту работы на соответствующем товарном рынке и количеству исполненных договоров.

«Кроме того, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем обязательств.

Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, не может расцениваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, поскольку положения статей 706 и 780 ГК РФ предоставляют заказчикам право включения в договор вышеназванных условий».

Все вышеприведенные примеры являются позицией Верховного суда РФ, изложенной в обзоре практики рассмотрения дел судами по 223 Федеральному закону. Обобщение практики устраняет правовую неопределенность и недостатки целого ряда норм 223-ФЗ, позволяет использовать судебную практику для выработки дополнительных обоснованных критериев и требований к поставщикам при проведении конкурентных и неконкурентных закупок в целях отсечения недобросовестных участников рынка и избегания рисков приобрести товары, работы и услуги ненадлежащего качества или не получить их вовсе.

Также вице-президент региональной ТПП обратил внимание участников круглого стола на довольно большой процент закупок у единственного поставщика по отношению к общему количеству закупок – более 30% и напомнил, что данный механизм создан для исключительных случаев. «В частности, речь идет о закупках товаров, работ и услуг на низкоконкурентных рынках или в случаях, когда проведение конкурсных процедур нецелесообразно по объективным причинам (при ликвидации последствий ЧС и обстоятельств непреодолимой силы). Кроме того, закупки у единственного поставщика возможны по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры».

Так, закупка у единственного поставщика без законных на то оснований может быть квалифицирована антиконкурентным соглашением или действиями заказчика, направленными на создание преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту при проведении закупки, что, в свою очередь, может рассматриваться правоохранительными органами как должностное преступление коррупционной направленности.

Пресс-служба Союза «ЦС ТПП»

Фотогалерея