На площадке Южно-Уральской торгово-промышленной палаты обсудили вопросы спасения бизнеса от разорения
Истории, когда некогда крупные производства балансируют на грани исчезновения, на Южном Урале – не редкость. Только за последние полгода в стадии банкротства оказались более сотни предприятий Челябинской области.
«Челябинская область не в числе худших регионов. Впереди – Московская область, Санкт-Петербург, Башкортостан, даже соседняя Свердловская область по количеству банкротств в два раза превышает уровень Южного Урала. Тем не менее, тема для нас очень актуальна, - говорит первый вице-президент Южно-Уральской ТПП Игорь Аристов. - Задача круглого стола – сформировать конкретные предложения, которые могли бы эту ситуацию улучшить».
Как и в большинстве стран, российский закон о предпринимательском банкротстве носит прокредиторскую направленность. Это означает, что перевес в балансе защиты интересов всегда остается на стороне кредиторов.
«Даже тот минимум возможных реабилитационных процедур – внешнее управление, финансовое оздоровление – на практике очень редко приводит к положительному эффекту без совместной воли всех заинтересованных лиц: должника, учредителей, собственников бизнеса и кредиторов», - поясняет председатель 9-го судебного состава Арбитражного суда Челябинской области Вячеслав Бушуев.
Однако прийти к единому мнению участники процесса могут далеко не всегда: договориться не удается не только кредитору и должнику, но и кредиторам между собой.
«Поскольку кредиторы чаще всего придерживаются жесткой позиции, предприятия, которые в принципе можно было бы оздоровить, в итоге умирают, - комментирует председатель комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, руководитель коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов. – Вообще, Россия имеет очень низкий показатель по успешным оздоровительным процедурам, во многом именно по этой причине наша страна не лучшим образом выглядит в рейтинге Doing Business Всемирного Банка».
В 95 случаях из 100 Арбитражный суд вводит на предприятиях конкурсное производство. Этот этап банкротства означает распродажу с молотка всех активов компании, а следовательно – ее фактическую гибель. Даже если речь идет о предприятии реального сектора производства.
«Через год-два на месте работающего предприятия – руины с выбитыми стеклами, вырезанные коммуникации, сданные на металлолом технологические линии. Восстановить производство на этом месте, даже при улучшении экономической ситуации, просто невозможно: производственный потенциал уничтожен, люди остались без работы, кредиторы без возмещения. При этом все осуществляется в полном соответствии с законом», - констатирует председатель комитета ЮУТПП по инновациям и инвестициям, директор ООО «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов.
По словам экспертов, это ведет к катастрофической деиндустриализации российской экономики. Ущерб, нанесенный конкурсными управляющими промышленности страны, нереально огромен. Кроме того, родились даже целые направления деструктивного бизнеса: банкротное рейдерство, покупка активов на банкротных торгах.
«Отсутствие актуальных, соответствующих времени и действующему законодательству правил деятельности арбитражных управляющих, приводит к возникновению возможности злоупотреблений с их стороны. Ежегодно 120-150 протоколов об административных правонарушениях мы направляем на рассмотрение в Арбитражный суд. За 9 месяцев текущего года в 46 случаях Арбитражный суд привлек арбитражных управляющих к штрафу, в 43 – объявил предупреждения, в 3 случаях – дисквалифицировал», - докладывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Андрей Жарков.
Для выхода из этой ситуации эксперты видят два важных шага. Во-первых, кардинально изменить идеологию действующего закона о банкротстве в пользу сохранения каждой производственной единицы. При этом приоритетными должны быть согласительные, а не ликвидационные процедуры. Во-вторых, создать эффективный механизм по санации, рестуктуризации и оздоровлению предприятий без доведения их до банкротства.
«В апреле этого года предложение о создании федерального Центра санации бизнеса обсуждалось в Госдуме, но мнения по этому поводу у депутатов разделились, - отмечает первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева. – На сегодняшний день федералы видят возможность создания таких центров на уровне регионов. Меня включили в рабочую группу Госдумы РФ по вопросам санации бизнеса, я готова получать предложения, обсуждать их и транслировать на уровень Федерации».
По итогам круглого стола составлена резолюция, которая будет направлена в правительство Челябинской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей и в ТПП РФ.
Пресс-служба Южно-Уральской ТПП