13 февраля в Рязанской торгово-промышленной палате состоялся «круглый стол» по проблемам маркировки молочной продукции. В нем приняли участие рязанские производители молочной продукции, представители региональных министерств: сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и экономического развития.
Провела заседание президент Рязанской ТПП, председатель комитета по экономическим вопросам Рязанской облдумы Татьяна Гусева. Она напомнила, что с 15 июля 2019 года в России начался эксперимент по маркировке ряда видов молочной продукции. С 1 июня 2020 года маркировка должна стать обязательной.
Трудности, с которыми предприятиям предстоит столкнуться, весьма значительные, это и затраты на приобретение нового оборудования, изменение логистических потоков, что скажется на отпускных ценах и на объеме переработки молока в стране. Представители отрасли также говорят, что система маркировки дублирует систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая уже действует и помогает бороться с фальсифицированной продукцией.
Татьяна Гусева проинформировала собравшихся, что президент Российской ТПП Сергей Катырин направил письмо министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, в котором сообщает, что производители молочной продукции, участвующие в эксперименте по маркировке таких товаров, отрицательно оценивают ход пилотного проекта и говорят о неготовности компаний к маркировке. Необходимо перед введением обязательных требований по маркировке оценить целесообразность такой меры, – говорится в письме министру.
Конкуренция на вашем рынке большая, а за введение маркировки будут расплачиваться потребители, подчеркнула Татьяна Гусева. Мы пригласили вас, чтобы узнать ваше мнение по этому вопросу.
Мнения участников «круглого стола» были однозначны: заводы к маркировке не готовы. Поэтому требуется продление сроков эксперимента или даже отмена обязательной маркировки «молочки». Вот что говорили участники заседания:
ЗАО ТД «Ока-река»: введение маркировки грозит нашему предприятию закрытием, так как оно просто не сможет работать рентабельно.
АО «Ухоловский молочный завод»: затраты не внедрение необходимого оборудования непомерны. Оборудование для этих целей преимущественно импортное, дорогостоящее. Переоборудование только одной производственной линии по выпуску молока обойдется, по предварительным подсчетам, в 13 млн. рублей. А ведь у нас – не одна линия. Завод может перестать работать.
ООО «Михайловский молочный завод»: пока не представлены действующие технические решения по внедрению системы маркировки. Что должно быть указано в «честном знаке», как и где он должен наноситься на упаковке – нет точного технического регламента. Самый доступный для социально незащищенного населения товар – молоко в мягкой упаковке. Наклейка с QR-кодом на ней просто не будет держаться. А как наносить знак на творог в упаковке из бумаги или слюды? Эта продукция не терпит нагрева.
АО «Старожиловский молочный завод»: на совещании в Москве, на котором обсуждался ход пилотного проекта, представители ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий, оператора системы маркировки) не дали предпринимателям ответов на вопросы о техническом решении. Это – ваши проблемы, сказали нам. Типография отказывается наносить знаки на упаковку. Пока у нас нет решения, как это делать. Если наше предприятие закроется, 60 сотрудников потеряют работу.
ОАО «Рязанский завод плавленых сыров»: самая востребованная населением и недорогая наша продукция – плавленые сырки в маленькой упаковке. Нанесение знака увеличит ее себестоимость на 50%. Еще на столько же взвинтят цену ритейлеры, которые должны компенсировать приобретение нового оборудования. В результате сырки будут стоить столько, что их не станут покупать. Между внедрением системы «Меркурий» и системы маркировки установлены очень маленькие сроки. Мы еще только отрабатываем принципы действия «Меркурия», а от нас уже требуют введения обязательной маркировки продукции.
ООО «Агромолкомбинат «Рязанский»: новое оборудование мы пока еще не закупали. Необходимо будет дооснастить 14 производственных линий – на это уйдет 400-500 тысяч евро. А ведь нужно будет и перепрограммировать кассовые аппараты для считывания знаков. Как мы будем поставлять нашу продукцию на предприятия социального назначения: детские сады, школы, больницы? Об этом тоже пока никто не думал.
Участники заседания затронули и вопрос технического оснащения розничных торговцев «молочкой» на рынках. Теперь и от них будут требовать, чтобы их-онлайн кассы считывали знаки на упаковках. Нужны ли им такие проблемы?
Представитель регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия заявила, что ситуация с внедрением обязательной маркировки отслеживается. И хотя эксперимент по маркировке должен завершиться 29 февраля 2020 года, Минпромторг РФ предложил продлить срок его проведения. На следующей неделе планируется новое совещание с представителями заводов-участников эксперимента.
В завершение заседания Татьяна Гусева проинформировала, что все предложения его участников будут направлены в ТПП РФ. Рязанская же палата продолжит проведение совещаний на эту тему с участием представителей бизнеса, которым предстоит внедрение маркировки своей продукции. В начале года в Палате прошел «круглый стол», на котором о проблемах, связанных с маркировкой продукции, говорили представители аптечных организаций. На эти встречи с предпринимателями планируется пригласить и представителей ЦРПТ.
Рязанская ТПП