"С июня 2021 года компания Google может начать удерживать налоги США с вашего дохода на YouTube, сгенерированного в этой стране. В связи с этим просим вас как можно скорее указать налоговую информацию в AdSense. Если вы не предоставите необходимые сведения до 31 мая 2021 года, с вашего дохода, сгенерированного во всех странах, может начать удерживаться налог по ставке 24 %. Если вы автор из США, возможно, вы уже указали требуемые данные. Однако рекомендуем вам убедиться в этом и проверить налоговую информацию в своем аккаунте AdSense", - говорится в сообщении компании, пишет «РГ».
По словам председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Ассоциации юристов России Александра Журавлева, нужно избежать ситуации, когда доходы блогера будут облагаться двойным налогом: «Необходимо выстроить систему так, чтобы автор платил налог той стране, в которой зарабатывает», - сказал Журавлев в интервью forbes.ru.
На этот раз, в рубрике «Спрашивали? Отвечаем!» речь пойдет о рекламе в Интернете.
Союз «Торгово-промышленная палата Ставропольского края» (ТПП СК), совместно с Правовым Центром "Бона Фиде" - членской организацией ТПП СК, предлагают ознакомиться с некоторыми, наиболее характерными, примерами размещения рекламы в социальных сетях, чтобы не нарушать законы.
Своими практиками делится генеральный директор компании-партнера рубрики Андрей Козачек:
- Один из богатейших людей мира Билл Гейтс, как-то сказал: “Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе”. Бизнес откликнулся на эти слова, ростом рекламы в Интернете и несмотря на общий упадок рекламной отрасли, объем интернет-рекламы возрос. Однако увеличение объемов рекламы в Интернете порождает и правовые споры в этой области.
В 2012 году ФАС РФ определила, что под рекламой, распространенной в сети Интернет понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах. Впоследствии служба направила в территориальные органы ФАС письмо от 25.09.2019 года № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которым руководствуются органы ФАС при выявлении нарушений законодательства о рекламе в Интернете.
Стоит отметить, что каких-либо специальных требований для рекламы в Интернете, законом не предусмотрено, соответственно на нее распространяются общие требования, предъявляемые к рекламе.
Долгое время спорным оставался вопрос, каким образом ФАС реагировать на рекламу, размещенную на видеохостинге YouTube или в социальной сети Instagram, сложность состояла в том, что информация, размещенная на данных платформах, фактически базировалась на иностранных серверах. Однако в 2019 году ФАС привлекла к административной ответственности блогеров Илью Варламова (2018 год, ролик «Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи») и Анастасию Ивлееву (2019 год, ролик о приготовлении коктейля) за рекламу алкогольной продукции, в чем службу поддержали суды, и с этого момента вопрос о размещении рекламы на иностранных серверах был разрешен.
Несмотря на широкое применение вышеуказанных платформ в рекламных целях, важное значение также имеют иные рекламные инструменты: сайт; email-рассылка; контекстная реклама; таргетированная реклама.
Информация на сайте или в социальной сети
По общему правилу информация на сайте и в социальной сети не является рекламой, если относится к справочно-информационным и аналитическим материалам, не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке. Не подпадает под понятие рекламы информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах), и сгруппированная по определенным рубрикам. Также рекламой не является информация о производимых или реализуемых товарах/услугах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров/услуги, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров/услуг, правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги.
Email-рассылки
Одним из популярных средств рекламы является email-рассылка, направление которой нередко нарушает законодательство о рекламе. Контролирующие органы нередко квалифицируют такую рассылку как спам и чтобы избежать административной ответственности важно помнить о следующих правилах:
1. В обязательном порядке необходимо получить согласие на распространение рассылки от получателя. При этом автоматически проставленная галочка трактуется ФАС России как ненадлежащий способ получения согласия на Email-рассылку. По этой причине рекомендуется оформлять запрос на получение согласия с пустым флажком для возможности пользователю самостоятельно поставить галочку. Еще одним часто используемым способом получения согласия является подписка через двойное подтверждение (double opt-in): подписка на сайте и ее подтверждение на почте.
2. Предоставить пользователю возможность отписки от рекламных рассылок. Возможность отписки от рассылок должна быть включена в каждом письме, так как иные способы могут быть признаны ненадлежащими (например, отписка от рассылки при помощи звонка в службу поддержки, возможность отказа от рассылки в "личном кабинете" признавались недостаточными).
3. Получить соглашение на обработку персональных данных, а также включить соответствующее положение в пользовательское соглашение.
4. Включить пункт о возможности использовать адрес электронной почты для рекламных рассылок в пользовательское соглашение.
5. Необходимо сохранять лог-файлы – историю действий пользователей на сайте. Такое доказательство поможет в случае спорной ситуации доказать факт получения согласия пользователей на отписку от рассылки.
Поисковая (контекстная) реклама
Контекстная реклама – это вид размещения интернет-рекламы, в основе которой лежит принцип соответствия появления рекламного материала в зависимости от контекста (содержания) просматриваемой пользователем интернет-страницы.
ФАС России определяет, что рекламой не является выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (например, сайты), поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.
Однако, когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой "реклама", размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой.
В случаях, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности, Верховный Суд РФ отразил позицию, согласно которой использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в Интернете в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции. При этом существует пласт судебных дел, при которых такое использование не является нарушением.
Таргетированная реклама
Другим распространенным способом рекламы в Интернете является использование персонализированной рекламы, направленной на определенные интересы пользователей – таргетинговая реклама, т.е. целевая. Вопрос о квалификации информации, распространенной посредством таргетинга, не является спорным: ФАС России определяет, что использование такого средства само по себе предполагает размещение материалов именно рекламного характера, а, значит, должно отвечать требованиям Закона о рекламе. Основная проблема использования таргетинговой рекламы касается нарушений законодательства о персональных данных.
Вопрос о законном использовании персональных данных является дискуссионным, вследствие того, что эти данные размещены пользователи в общем доступе в социальных сетях, однако цель этого размещения не связана с рекламой. В целях недопущения нарушений закона о персональных данных, при заказе таргетированной рекламы сами рекламодатели не получают к ним доступ – они заказывают услугу таргетинга для определенных категорий людей, которые наиболее вероятно приобретут их товар (например, исходя из возраста). Такой подход позволяет рекламодателям избежать необходимости обрабатывать персональные данные, а рекламирование осуществляется с помощью встроенных механизмов социальной сети, с функционированием которых пользователь соглашается при регистрации в сервисе.
Какие юридические вопросы больше всего вас волнуют, уважаемые предприниматели?
Пишите, звоните! Наши специалисты всегда готовы помочь, дать необходимые консультации.
ТПП Ставропольского края