Альтернативные способы разрешения споров как дополнительный инструмент в работе органов государственной власти

Новости

Альтернативные способы разрешения споров как дополнительный инструмент в работе органов государственной власти

15 апреля 2021 года в Новосибирске состоялся круглый стол «Альтернативные способы разрешения споров как дополнительный инструмент в работе органов государственной власти». В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, судебной системы, прокуратуры, нотариальной палаты, адвокатского и юридического сообщества, профессиональные посредники и медиаторы.

Организаторами мероприятия выступили Союз «Новосибирская торгово-промышленная палата» совместно с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области и региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». В ходе совещания были проработаны вопросы применения медиации в разрешении споров при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Открыл работу круглого стола Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат. Он отметил, что в настоящее время бизнесу требуется оперативность и новые эффективные методы разрешения споров, которые были бы предсказуемыми, сохраняющими деловые отношения. Количество таких обращений в аппарат Уполномоченного увеличивается, причем зачастую видно, что в большинстве случаев ситуацию можно разрешить в досудебном порядке.

- Наша цель выяснить, что можно сделать, чтобы медиация развивалась. Сегодня мы ищем новые возможные пути взаимодействия для консолидации усилий, - отмечает бизнес-омбудсмен.

Со вступительным словом выступили Вице-президент - руководитель юридического департамента НТПП Оксана Семенюк, председатель НРО «АЮР» Виктор Юдашкин.

В ходе работы были рассмотрены вопросы, связанные с выработкой алгоритма взаимодействия бизнеса и государства при урегулировании публичных споров, разработки механизмов минимизации рисков, определения стимулов и гарантий для сторон публичных споров, в том числе в части исполнимости медиативных соглашений, в целях реального использования процедуры медиации для урегулирования публичных споров; значение подготовки профессиональных медиаторов для урегулирования предпринимательских споров.

Председатель Коллегии посредников при Союзе «Новосибирская торгово-промышленная палата» Елена Авдеева отметила, что тема актуальна не только для предпринимателей, но и для государства в целом. Она поделилась опытом других регионов, рассказала, как Коллегия посредников при ТПП РФ взаимодействует с гос.органами, а также привела примеры успешных кейсов.

- Многие гос.органы прибегают к заключению мировых соглашений в судах. Это говорит о том, что переговоры возможны. Почему бы не перенести их на площадку для альтернативного решения споров, - отметила в своем выступлении Елена Авдеева.

В работе круглого стола посредством видеоконференцсвязи принял участие руководитель службы правовой экспертизы Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, омбудсмен по медиации Алексей Рябов. Он отметил, что развитие медиации сдерживается в первую очередь психологическими и культурными стереотипами. Зачастую, если бизнес начинает спорить, то он идет до конца вплоть до перевода гражданско-правовых споров в уголовную плоскость.

- Изменить эту ситуацию быстро не получится. Возможно следующее поколение предпринимателей примет другую модель поведения – переговорную. По этой причине пропаганда медиации очень важна.

Также он обратил внимание, что медиативные соглашения должны быть исполнимы.

Еще одна проблема - совершенствование нормативного регулирования медиации. Когда орган власти и предприниматель, пусть даже при содействии бизнес-омбудсмена, садятся за стол переговоров в целях прийти к медиативному соглашению, правоохранительные органы и прокуратура могут усмотреть в этой ситуации коррупциогенный фактор. Пока в законодательстве не будет предусмотрена определенного рода дискреция для полномочий чиновника, то есть свобода усмотрения, то говорить о полноценном медиативном соглашении будет тяжело. Потому что соглашение - это договор, а не акт капитуляции бизнеса перед государством.

В числе положительных примеров Алексей Рябов привел опыт налоговой службы Санкт-Петербурга, которой недавно было заключено два полноценных медиативных соглашения. Развитие и масштабирование таких практик позволило бы вывести медиацию на новый уровень.

Изначально закон о об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника был призван разгрузить судебную систему. Заместитель председателя Арбитражного суда Новосибирской области Сергей Зюзин в своем выступлении отметил, что пока процедура медиации не получила широкого распространения.

- Значительного роста заключаемых мировых соглашений в суде, вне зависимости от того результатом какой процедуры они являются – медиации или деятельности судебных примирителей, нет. Напротив, последние полтора-два года, особенно когда экономическая ситуация ухудшилась в связи с пандемией, мы наблюдаем снижение количества заключаемых мировых соглашений в Арбитражном суде Новосибирской области, - рассказал Сергей Зюзин.

Суд рассматривает большое количество споров между бизнесом и властью, возникающих или связанных с гос.закупками. И хотя в значительной части такие споры не носят сложный правовой характер, и являются расчетным, где стороны могли бы договориться, пойти на взаимные уступки, мировые соглашения практически не заключаются. Ведь за работой органов власти также осуществляется контроль со стороны других надзорных органов и ведомств – и определение суда об утверждении мирового соглашения не означает, что в их действиях по подписанию мирового соглашения в последующем не усмотрят нарушений. Такое правовое регулирование свело на нет возможность заключения мировых соглашений в случаях, если одной из сторон является орган власти. Суд проверяет мировое соглашение на предмет его соответствия закону, и если оно не соответствует, то отказывает сторонам в его утверждении. Пока при наличии определения суда об утверждении мирового соглашения, вступившего в законную силу, у других контрольных и надзорных органов сохраняются полномочия на проведение проверки деятельности органов власти и должностных лиц, но уже в другом аспекте, вряд ли можно рассчитывать на увеличение числа споров, разрешаемых путем заключения мировых соглашений.

Что касается Арбитражного суда Новосибирской области, то информация о судебных примирителях размещена на официальном сайте, также у нас оборудовано специальное помещение для переговоров, которое открыто для любых примирителей и медиаторов, проводящих процедуры по конкретному делу. Разумеется, каждое судебное заседание начинается с разъяснения прав и возможностей. Но как показывает практика, односторонние действия малоэффективны. Здесь необходимо взаимодействие всех заинтересованных структур по снятию ограничений и работа, направленная на формирование доверия к процедуре медиации у предпринимателей.

Далее участники обсудили новые законодательные инициативы о медиации. Вице-президент Адвокатской палаты Новосибирской области Елена Рабцунова озвучила позицию федеральной палаты на новый законопроект: «Развитие института медиации во многом связано с активной работой профессионального сообщества адвокатов. Однако, новая редакция закона не дает возможности заниматься медиацией адвокатам и нотариусам, высококвалифицированным специалистам, у которых есть стаж работы, высшее юридическое образование. Адвокатская палата в этой связи критически относится к законопроекту, предложенному Минюстом России».

Первый заместитель прокурора Новосибирской области Борис Крылов представил доклад, посвященный межведомственному взаимодействию как способу урегулирования споров. Он рассказал о формах работы ведомства, которые способствуют предпринимательскому сообществу в решении споров или привлечении весомых специалистов в этот процесс.

- В рассматриваемом аспекте прокуратура выступает диалоговой площадкой, которая открыта для обсуждения практически всех вопросов, за исключением рассматриваемых в суде, либо в рамках уголовного процесса, - отметил Борис Крылов. - Для открытого обозначения своей позиции прокуратура заключила ряд соглашений о межведомственном взаимодействии с областными органами государственной власти, контрольными ведомствами, правоохранительными органами, общественными организациями. Действует группа по защите прав предпринимателей и Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. Работа строится на предварительном сборе информации о проблемах бизнеса. Как на региональном, так и на местном уровнях проводятся круглые столы, встречи и приемы, на которые приглашаются заинтересованные стороны и рассматриваются конкретные вопросы правоприменения. По результатам мы определяем свой механизм действий, который реализуется в принимаемых мерах реагирования, не договоренностях, а требованиях. Но сам диалог помогает глубоко вникнуть в обозначенную проблему, увидеть ее масштабность и услышать все аргументы сторон. Существуют более демократичные формы реакции прокурора, как нормотворческие инициативы, предложения, направленные на устранение правовых пробелов и формирование единообразной практики применения. Также прокуратура ведет активную просветительскую и разъяснительную работу.

О возможностях проведения медиативных процедур в государственных и муниципальных органах рассказал заместитель министра юстиции Новосибирской области Виталий Табала.

Доклады экспертов сопровождались вопросами, обсуждением наиболее актуальных проблем. В дискуссии также приняли участие: Татьяна Рытикова, заместитель председателя Новосибирского областного суда; Лилия Идрисова, член Правления нотариальной палаты Новосибирской области; Михаил Морозов, арбитр новосибирского отделения Арбитражного центра при РСПП.

Формат круглого стола позволил участникам объективно рассмотреть: как преимущества альтернативных способов разрешения споров, так и сложности, с которыми сталкиваются участники медиативных процедур на практике. Уровень спикеров предоставил возможность «из первых уст» узнать об отличительных особенностях применения медиации в судебной системе и других практических аспектах рассмотрения коммерческих споров.

Заместитель начальника Главного управления Минюста России по Новосибирской области Вячеслав Ковалевский, выступая на заседании, обратил внимание участников на необходимость популяризации института медиации, и внес предложение о создании в Новосибирской области информационного портала по вопросам медиации.

В завершении участники круглого стола договорились о сотрудничестве в сфере популяризации процедуры досудебного урегулирования гражданско-правовых споров посредством имеющихся ресурсов, информировании всех заинтересованных лиц о возможности проведения такой процедуры.

Новосибирская ТПП

Фотогалерея