26-27 апреля 2017 года прошел VI Евразийский антикоррупционный форум «Социальный контроль как ключевой фактор противодействия коррупции». На пленарном заседании выступили директор Службы внешней разведки, постоянный член Совета безопасности Российской Федерации Сергей Нарышкин, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Талия Хабриева, декан и исполнительный секретарь Международной антикоррупционной академии Мартин Кройтнер, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова и другие.
По словам Сергея Нарышкина: «Российская Федерация в законодательном освоении требований международных антикоррупционных конвенций занимает ведущие позиции, не уступая многим развитым зарубежным странам».
Елена Дыбова отметила, что предприниматели все чаще ставят коррупцию на первое место среди барьеров, которые мешают развитию бизнеса. Также ею была отмечена проблема несовершенства законодательства – частая смена «правил игры» для предпринимателей: за период с начала 1994 года по 31 июля 2016 года принято 6717 федеральных законов. Так, например, в сфере промышленной экологии действует более 1000 нормативных правовых актов: от законов до санитарных норм и правил, используется около 400 понятий, из которых только около 60 определены корректно, около 140 определены с логическими ошибками, более 200 понятий не имеют определений вообще.
ТПП РФ как площадка для диалога между бизнесом и властью запустила специальный проект «БИЗНЕС-БАРОМЕТР КОРРУПЦИИ» - независимое исследование мнения предпринимателей с целью замера антикоррупционных настроений и оценки антикоррупционной политики в России.
Итоги 2 этапа «БИЗНЕС-БАРОМЕТР КОРРУПЦИИ» были презентованы на Красноярском экономическом форуме 21 апреля 2017 года в рамках круглого стола «Эко-коррупция: умри все живое?», организованного ТПП РФ.
В опросе приняли участие более 3,5 тысяч предпринимателей из 85 субъектов РФ. Как и полгода назад, когда проводился первый этап, только двадцать процентов предпринимателей никогда не сталкивались с проявлением коррупции. С 18 до 13 процентов снизилось число тех, кто находился под постоянным коррупционным давлением. Выросло также количество предпринимателей, сообщивших, что сталкивался с коррупцией иногда. Тройка самых коррумпированных сфер осталась прежней: получение разрешений и прочих справок, государственные и муниципальные закупки, а также контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью. Каждый 20 респондент (рост на 5 процентов) отметил коррупцию в природоохранной сфере (вывоз ТБО, вырубка леса, сброс сточных вод и т.д.).
Впервые предпринимателям предложили определить основную причину распространения взяточничества и коррупции в России. Это, по оценке бизнеса, – алчность чиновников и должностных лиц. Сложное, противоречивое законодательство и сложившиеся традиции, по мнению предпринимателей, также способствуют коррупции.
Каждый шестой опрошенный разработал и принял антикоррупционные меры в соответствии с действующим законодательством. Однако больше половины предпринимателей не знают о требованиях антикоррупционного законодательства либо считают, что на их организацию они не распространяются. Наконец, каждый четвертый отметил сложность реализации Федерального закона о противодействии коррупции.
Заведующая отделом развития проектов Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Оксана Андрюхина выступила с докладом «Роль торгово-промышленных палат в предупреждении коррупции в предпринимательской деятельности» в рамках секции «Взаимодействие государства и общественных институтов в борьбе с коррупцией в России и за рубежом, бизнес в системе социального контроля коррупции». Она рассказала о деятельности ТПП в формировании среди предпринимательского сообщества культуры нулевой толерантности к коррупции.
Департамент развития предпринимательства, О.Андрюхина