Очередное заседание общественно-делового совета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» прошло в Торгово-промышленной палате России. Его провела председатель совета вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
На заседании были рассмотрены паспорта федеральных проектов «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» и «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию». Общий объем этих документов составил более 200 страниц, поэтому обсуждение шло по их базовым пунктам.
Уже начальный пункт первого паспорта об установлении на федеральном уровне базовых правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли вызвал оживленную дискуссию. Как отметила Елена Дыбова, в регионах с охотой подхватили московский опыт по массовому сносу небольших торговых объектов, а такой подход оставляет без средств к существованию сотни предпринимателей. Для того, чтобы несколько снизить административный раж местных властей, нужен федеральный закон, в котором были бы прописаны решения по этим вопросам.
По-прежнему существуют проблемы, связанные с использованием контрольно-кассовой техники. Ее обязали купить уже сейчас, а освободить предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от подачи деклараций планируется лишь с июля 2020 года. Понятно, что такой временной разрыв вызвал вопросы у тех членов общественно-делового совета, кто непосредственно занимается работой с малым и средним бизнесом.
Как отметил председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр, трудно объяснить, почему уже с 1 января 2019 года нужно потратить 4 тысячи рублей на обновление онлайн-касс, а использовать их возможности в полном объеме можно только через полтора года. В итоговом документе заседания этой проблеме посвящено два пункта. Во-первых, предлагается для тех предпринимателей, кто работает по УСН с использованием ККТ, отменить обязанность по предоставлению налоговой декларации с декабря 2019 года, а во-вторых рекомендуется внести в проект нормативное установление запрета на изменение программного обеспечения контрольно-кассовой техники чаще одного раза в год.
Еще один пункт паспорта предусматривает проведение ежегодной лотереи среди потребителей по фискальным чекам с целью стимулирования легализации транзакций субъектов МСП. Как предполагают авторы паспорта проекта, будет «снижен уровень теневой занятости посредством привлечения граждан к контрольным мероприятиям над налогоплательщиками, использующими контрольно-кассовую технику». По мнению большинства участников заседания, такая мера скорее даст дополнительный инструмент воздействия на предпринимателей недобросовестным покупателям и может привести к росту коррупции в этой сфере.
Надо заметить, что при оценке этого пункта мнения членов совета разделились почти поровну. Решение было принято после специально проведенного голосования, в котором противники лотереи победили с преимуществом в один голос. Принято решение предложить правительству перенести проведение лотереи на более поздний срок.
Есть в паспорте проекта и пункты, которые вызвали всеобщее одобрение. Среди них, в частности, законодательное закрепление термина «социальное предпринимательство» для оказания поддержки субъектам МСП, осуществляющим деятельность в данной сфере. Однако, чаще всего участники заседания приходили к единому мнению лишь после всестороннего и подробного обсуждения.
Позицию правительства на заседании общественно-делового совета аргументированно отстаивали директор Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Милена Арсланова и группа ее подчиненных. Разговор шел по-настоящему заинтересованный и полезный.
Особенно оживился он во время обсуждения механизма финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренного в паспорте второго федерального проекта. Здесь предметом особого внимания стали уполномоченные банки (как считает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев их существование просто подрывает основы добросовестной конкуренции в этом сегменте рынка) и методика оценки самого механизма оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу. Если брать за основу только общие денежные показатели, то совсем не факт, что от господдержки всем достанется поровну. Самим банкам, кстати, выгоднее дать крупные кредиты сотне заемщиков, чем небольшие – десяткам и сотням тысяч. А вот конкретному предпринимателю триллионы помощи в масштабах государства, скорее всего куда менее интересны, чем те один-два миллиона, которые он может получить для своего предприятия.
Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза предложил в качестве целевого показателя использовать не деньги, которые пойдут на помощь бизнесу, а темпы роста самого бизнеса. Нужно добиться такого положения, считает он, при котором предпринимательство будет развиваться быстрее, чем расти финансирование.
Как отметил начальник отдела Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Данил Хайдуков, часть этих замечаний в паспорте проекта учтена. Например, введена специальная квота для микропредприятий, которая составляет 10 процентов от всех выделенных на помощь бизнесу средств.
В обсуждении вопросов, вынесенных на заседание общественно-делового совета, активное участие приняли заместитель председателя комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Общественной палаты Российской Федерации, директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту РЖД Анатолий Чабунин, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович и другие.
Протокол заседания общественно-делового совета с решениями, принятыми его участниками, передан в правительство для дальнейшей работы.
Пресс-служба ТПП РФ, С.Козак
Фото: Д.Подрезов