Коммерсантъ FM. За первый квартал текущего года на 30% вырос спрос на ювелирные украшения. Участники рынка отмечают также увеличение стоимости металлов, в частности, золота, и драгоценных камней. Несмотря на дефицит, они стараются сдерживать рост цен на свои изделия. Какие еще факторы влияют на рынок? И стоит ли ожидать дальнейшего повышения цен? Расскажет Иван Якунин.
Рынок ювелирных украшений предприниматели называют довольно консервативным. Цены растут постоянно, но плавно. А в прошлом году отдельные металлы подорожали на 60%, а то и 70%, рассказал “Ъ FM” гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин: «Золото подорожало не из-за дефицита, а из-за того, что в мире происходили колебательные процессы на рынках, а золото является одним из финансовых инструментов, который позволяет сохранить денежные средства. И надо не забывать, что у нас произошла девальвация национальной валюты. А золото — это товар биржевой, и продается он только за твердую конвертируемую валюту, доллар США. По этой причине стоимость сырья для производства ювелирных изделий выросла где-то на 50%».
Вдобавок в Москве только за первый квартал спрос вырос на 30%. В итоге рост стоимости, вопреки традиции, почувствовали и покупатели в магазинах. Гендиректор ювелирной компании My Diamonds Вячеслав Манукьян уверен, что тренд продолжится и в этом году: «Цены действительно растут, потому что увеличился спрос. То, что, скажем, в прошлом году могло не продаваться месяц, сейчас уходит в течение недели. Я подозреваю, что до конца года еще на 10–15% будет рост.
Поэтому если кто-то запланировал покупку украшений, лучше это делать сейчас, пока цены не выросли еще сильнее».
Участники рынка, конечно, пытаются сохранять ценники на прежнем уровне. Помимо цены металлов и камней, на стоимость готового изделия влияет и стоимость труда ювелиров. Зарплаты последних сильно сократились за время пандемии, пожаловался “Ъ FM” владелец ювелирной мастерской Saharoff на Таганке Вадим Сахаров: «Спрос упал, после пандемии людям не до украшений. Процентов на 30–40 средний чек снизился. Стали заказывать вещи дешевле, переходить с золота на серебро, бриллианты помельче, золота поменьше. Мастерские закрылись многие, потому что люди перестали обращаться в таком количестве. Если ювелир сидит за вычетом аренды, налогов, расходников, зарабатывает те же самые 50–80 тыс. руб. в месяц по Москве. Какой смысл держать бизнес, если это средняя зарплата в офисе?»
«Это достаточно консервативный бизнес в плане ценовой политики. Тут нет какой-то резкой сезонности, особенно в люксовом сегменте. Себестоимость меняется независимо от нас, но маржинальность позволяет сглаживать эти изменения. В рамках 10% если меняется курс доллара и металла, то цены, как правило, не меняются, именно на люксовые изделия. Если брать, допустим, масс-маркет, изделия с фианитами, изделия без камней, с синтетическими камнями, там маржинальность ниже, там, конечно, более чувствительно к себестоимости относится цена»,— пояснил Чамовских.
Участники рынка, впрочем, подчеркивают, что драгоценные камни и металлы — это не только аксессуар, но и объект инвестиций, который сейчас набирает популярность. В конце апреля, например, на аукционе Сиднея почти за $1,5 млн было продано кольцо с самым большим бриллиантом Австралии, в 25 карат. Для сравнения, принц Гарри, делая предложение Меган Маркл, подарил ей кольцо с камнем в шесть карат.
Иван Якунин